Что такое декодер для цифрового телевидения


как выбрать, отзывы какая лучше

Как правильно выбрать приставку для приема цифрового вещания телевидения? На что нужно обратить внимание при выборе лучшего ресивера: нюансы и отзывы потребителей. Что обязательно должна иметь приставка. Как можно приобрести лучший декодер с оглядкой на будущее. Обо все этом вы узнаете из этой статьи.

Телевидение давно вошло в нашу жизнь, существенно улучшив комфорт и уют в жилище. Телевизоры стали одним из основных досугов в вечерние время, притягивающие к своим голубым экранам миллионы людей. Постоянный прогресс в науке и технике произвел скачок в развитии телевещания, так появилось цифровое телевидение. Инновационные методы передачи сигнала сопровождались появлением новых стандартов для его приема, которые воспринимают не все современные телевизоры. Особенно сильно это отразилось на работе устаревших и кинескопных моделей, и для устранения этого дисбаланса в продажу поступили цифровые приставки.

Цифровая приставка и стандарты вещания

Прежде, чем бежать в магазин и покупать приставку следует разобраться, что это за техника и каков ее принцип работы.

Цифровая приставка (ТВ-тюнер, ресивер) – это устройство, предназначенное для расшифровки (декодирования) цифрового телевизионного сигнала и его преобразования в аналоговый формат, и дальнейшей трансляции на телевизор. Передача сигнала может осуществляться через композитные разъемы «тюльпан» (RCA) или SCART. Так же сигнал может передаваться в цифровом виде через разъем HDMI для LCD или ЖК телевизоров.

Пульт дистанционного управления позволяет пользоваться приставкой с комфортом

С появлением цифрового вещания появился общий стандарт передачи сигнала DVB (Digital Video Broadcasting) – в переводе с английского цифровые видео трансляции. В зависимости от источника трансляции существует несколько форматов этого стандарта для передачи телевизионного сигнала к приемнику:

  1. DVB-C – Формат кабельного цифрового вещания. Традиционная кабельная трансляция, поставляемая конкретным провайдером.
  2. DVB-S – Формат спутникового цифрового телевещания. Трансляция происходит при помощи спутника. Прием сигнала осуществляется стандартной спутниковой антенной с передачей на соответствующий декодер и дальше на телевизор.
  3. DVB-S2 – Формат цифрового спутникового телевещание позволяющий передавать сигнал в HD-формате.
  4. DVB-T – Формат цифрового наземного телевещания. Сигнал транслируется по стандартному радиоэфиру в диапазоне дециметровых и метровых волн. Прием осуществляется традиционной дециметровой или метровой антенной.
  5. DVB-T2 – Инновационные технологии позволили расширить возможности вещания обычного формата DVB-T. Трансляция в этом формате позволяет производить передачу сигнала в HD-качестве и 3D-формате.

Цифровой ресивер подбирается под конкретный формат, в котором осуществляется трансляция сигнала.

Внимание! Спутниковое вещание выгодно отличается по сравнению с остальными форматами. На его качество не влияют всевозможные модули, декодеры и передатчики сигнала от источника до потребителя. Прием осуществляется непосредственно со спутника и на него меньше всего влияют погодные условия.

Что необходимо учитывать при выборе цифровой приставки

Помимо уже упомянутых форматов трансляции телевизионного сигнала, при выборе цифрового декодера следует учитывать такие нюансы как:

  • метод кодировки;
  • разрешение экрана вашего телевизора;
  • разъемы для подключения к телевизору.

Помимо основных особенностей тюнера немаловажными в процессе эксплуатации устройства окажутся и дополнительные функции, которые значительно расширяют функционал цифровой приставки:

  • поддерживаемые мультимедиа форматы;
  • кнопки управления на самом ресивере;
  • слоты под карту для просмотра платных каналов;
  • порты для подключения внешнего запоминающего устройства (флэшки, карты памяти, переносной жесткий диск).

Стоимость ресивера зависит не только от фирмы производителя, но и от наличия тех или иных функций, которые расширяют технические возможности товара, делая его универсальным устройством для просмотра видео с разных источников трансляции и его записи.

Кодировка и разрешение экрана

При выборе приставки для наземного вещания в первую очередь необходимо обратить внимание на поддержку ресивером метода кодировки MPEG. Этот метод кодирования сигнала стал общепринятым. В результате прогресса способ сжатия видеосигнала эволюционировал от MPEG-2 до MPEG-4. Последняя технология не поддерживается более ранним форматом передачи DVB-T в отличие от DVB-T2.

Внимание! Через несколько лет телевещание страны полностью уйдет от аналоговой передачи, и перейдет на цифровое транслирование в формате DVB-T2.

Также необходимо учитывать разрешительную способность экрана вашего телевизора. Например, устаревшие модели LCD или ЖК-панелей и кинескопные телевизоры оснащены экранами с разрешением SDTV. Поэтому будет экономически не выгодным покупать декодер, поддерживающий для передачи видеоряда HD-формат и тем более 3D-формат.

Особенности подключения

Все выпускаемые модели различных брендов имеют стандартные разъемы для подключения «тюльпан» или SCART. Но если в будущем вы намерены просматривать телеканалы в высоком качестве HD, то нужно выбирать тюнер оборудованный HDMI разъемом или выходом для компонентного аналогового видео YPbPr.

Подключение приставки для цифрового телевидения

Мультимедиа

Если вы собираетесь использовать цифровую приставку еще и для воспроизведения фото и видео с внешнего носителя, то необходимо проверить какие форматы аудио, видео и фото поддерживает данное устройство. Самые распространенные форматы для проигрывания:

Видео:

  • MPEG-4;
  • AVC/H.264;
  • AVI;
  • MKV;
  • DivX;
  • XviD.

Аудио:

  • MP3;
  • WMA;
  • AAC;
  • Dolby Digital (AC3).

Фото:

Управление

Традиционно управление всеми функциями (переключение каналов, изменение громкости, просмотр информации о канале и т. д.) и выполнение всех необходимых настроек приставки выполняется при помощи пульта дистанционного управления (ДУ). Но в жизни и в процессе эксплуатации случаются форс-мажорные ситуации, и дополнительное управление в виде кнопок, расположенных на самом тюнере, не будет лишней опцией. Поэтому вы сможете в любой момент совершить все необходимые операции с устройством.

Дополнительный функционал

Сейчас осуществляется вещание 30 бесплатных каналов в цифровом формате. Но при полном переходе на цифры высока вероятность появления новых платных каналов высокого качества и с увлекательной тематикой, которые вам захочется посмотреть. Поэтому стоит уже сейчас позаботиться о том, чтобы в вашей приставке был специальный CI разъем, в который монтируется CAM-модуль под карту или уже установленный блок для приема кодированных каналов.

Убедитесь, что в цифровой приставке есть вход для USB-флешки

Еще одной хорошей функцией является отложенная запись TimeShift. Она особенно будет полезна в тех случаях, когда ваша любимая передача идет в рабочее время. Поэтому с этим дополнением вы всегда сможете после работы просматривать нужные вам фильмы и телепередачи.

Внимание! Запись производится на внешнее запоминающее устройство. От объема его памяти зависит продолжительность непрерывной записи.

Для подключения к ресиверу переносных жестких дисков флэш-накопителей, карт памяти (SD или microSD) или внешнего оптического DVD-привода необходимо убедится, что в цифровом декодере присутствует USB-порт или слот (картридер) под карту памяти.

Совет. По отзывам потребителей и профессионалов одними из лучших ресиверов считаются: Strong, BBK, Galaxy, Supra, Openbox Orton.

Чтобы не совершить необдуманной покупки и не потрать лишние денежные средства, нужно четко определиться для каких целей покупается тюнер. Подобрав несколько подходящих вариантов, можно почитать отзывы других покупателей, и решить какая приставка для цифрового телевидения лучше.

Как правильно подключить цифровую приставку — видео

viborprost.ru

Декодер для цифрового телевидения: характеристика :: SYL.ru

Ускоряющийся научно-технический прогресс зачастую ставит нас не то что перед выбором, а, скорее, перед необходимостью соответствовать его динамике. Регулярно демонстрируемая телереклама сверхчеткого, ультракрасочного изображения терпеливо убеждает нас пользоваться цифровым телевидением. Впрочем, решающим стимулом поэтапного перехода в 2015-2020 годах России и Украины на «цифру» - Digital Video Broadcasting (DVB) - станет постепенное прекращение лицензирования аналоговых телеканалов на фоне стимулирования развития цифровых. В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде уже развиваются отдельные пилотные проекты Министерства связи и Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. На их основании будут выработаны стандарты и нормативные документы, регулирующие прием цифрового телевидения.

Специалисты утверждают, что фактором, замедляющим такой переход, является абсолютное преобладание у населения старых телевизионных приемников, не воспринимающих DVB-сигнал. Впрочем, ситуация обратима: такие телевизоры все-таки можно «заставить видеть цифру». Специально для этого изобрели декодер для цифрового телевидения – устройство, преобразующее входной DVB в аналоговый высокого качества.

Его цена ограничена рамками 40-50 долларов США. Выгода очевидна! При минимальных затратах мы со своим старым телевизором говорим: «Здравствуй, цифровое TV!» Кстати, декодер для цифрового телевидения имеет еще одно, более корректное название – ресивер. Внешний ресивер подходит практически к любому аналоговому телеприемнику. Он компактен, имеет удобный, оптимизированный интерфейс. Ему свойственны некоторые оригинальные функции, например, режим отложенного времени, предполагающий остановку трансляции телепередачи с последующим запуском из этой точки. Ресивер адаптирован к интерактивным программам передач. В него внедрены USB-возможности, позволяющие взаимодействовать с ПК.Решившись «познакомить» свой аналоговый телевизор с новым качеством телепередач, вам предстоит заключить соответствующий договор и приобрести декодер для цифрового телевидения в комплекте со смарт-картой доступа к цифровым телевизионным каналам. Вместе с ними приобретается управляющий пульт. Карта определяет ассортимент платных каналов, доступных вам. Встроенный сервис EPG предполагает автоматическое предоставление телевизионной программы.

Для всех четырех модификаций сигнала DVB актуален ресивер со смарт-картой, причем для кабельного (DVB-C) его достаточно. При использовании DVB-T–сигнала, излученного наземной антенной, дополнительно нужна ДМВ-антенна с тюнером. Для спутникового DVB-S-сигнала используется спутниковая антенна с тюнером. В перспективе развития планируется преобладание DVB-T технологии.

Если же ваш телевизор – новый, цифровой, точнее говоря, поддерживающий стандарт DVB-T2, то декодер для цифрового телевидения ему не нужен - взамен последнего вместе с картой доступа приобретается САМ-блок. Такой вариант предоставит вам бонус – управление каналами с помощью единственного «родного» для телевизора пульта.

В конечном счете, от внедрения цифрового ТВ выиграет не только качество изображения, но и качество телепередач. Если бесплатные каналы «кормятся» многоминутной рекламой, то цифровые абонентские каналы «зарабатывают на жизнь» в основном – абонентской платой. Внедрение цифрового телевидения является решительным шагом к инновационным цифровым технологиям, стирающим грань между домашней техникой и компьютером. Концепция МинСвязи России рассматривает 2015 год как начало структурных изменений в отрасли телевещания, а 2020 год - как окончательный переход на цифровое телевидение.

www.syl.ru

Декодер сигналов цветности — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Декодер. Субмодуль цветности СМЦ-2 (декодер SECAM) и модуль цветности МЦ-2 телевизора 3УСЦТ Большая интегральная микросхема обработки телевизионных сигналов TDA8374A (Philips) в телевизоре Daewoo (вторая половина 1990-х гг.). Обрабатывает три системы (PAL, SECAM и NTSC), но так как телевизор предназначен для европейского и российского рынка корректная работа с сигналом NTSC возможна только через низкочастотный вход.

Деко́дер сигна́лов цве́тности (канал цветности) — составная часть конструкции цветного телевизора аналоговых стандартов телевидения (NTSC, PAL, SECAM), преобразующая закодированную в цветном телевизионном сигнале информацию о цвете в электрические сигналы, необходимые для воспроизведения цветного изображения. Декодер является составной частью любого цветного телевизора и позволяет декодировать одну или несколько разных систем цветного телевидения. В цифровых стандартах телевидения в кодированном виде передается не только цветовая информация, но весь видеосигнал, поэтому цифровые телевизоры снабжаются более сложным декодером цифровой видеоинформации (чаще всего стандарта MPEG2), который в современных системах реализуется программно, хотя в ранних устройствах (например, Panasonic DDD) представлял собой достаточно сложный аппаратный блок.

До появления в СССР бытовых видеомагнитофонов технический термин «декодер» был знаком только специалистам и радиолюбителям. Массовое появление в конце 1980-х годов пиратских видеокопий иностранных фильмов, записанных в системах, не поддерживаемых штатным декодером советских телевизоров, привело к кустарному производству и установке дополнительных декодеров, в основном системы PAL.

Устройство, преобразующее телевизионный сигнал из одной системы цветного вещания в другую, называется транскодером.

Общие принципы передачи информации о цвете и работы декодера сигналов цветности[править | править код]

В цветном телевидении информация о цвете представляется совокупностью трёх монохромных составляющих — основных цветов, получаемых в процессе цветоделения. Для совместимости с чёрно-белыми телевизионными приёмниками вместо непосредственной передачи трёх сигналов основных цветов E'R, E'G, E'B осуществляется передача сигнала яркости E'Y, соответствующего чёрно-белому изображению, и двух цветоразностных сигналов E'R—Y и E'B—Y, получаемых вычитанием сигнала яркости из сигналов красного и синего цветов[1]. Из этих сигналов и сигнала синхронизации развёрток формируется полный цветной телевизионный сигнал (ПЦТС)[2].

В телевизионном приёмнике для получения сигналов трёх основных цветов из ПЦТС и их усиления до уровня, достаточного для подачи на кинескоп или жидкокристаллический дисплей имеется набор устройств, включающий один или несколько каналов цветности (устройств, формирующих цветоразностные сигналы), канал яркости, матрицирующее устройство и выходные видеоусилители[3]. Такой набор устройств может называться блоком, модулем или декодером цветности. Однако общепринято термином декодер обозначать именно устройство, формирующее из ПЦТС цветоразностные сигналы[4]. В этом смысле термины декодер и канал цветности являются синонимами.

Телевизионный сигнал, принимаемый из эфира, либо поступающий с внешнего устройства (например, видеомагнитофона), подаётся в декодер и канал яркости. Поскольку сигнал цветности является помехой для канала яркости, а сигнал яркости — помехой для декодера, выполняется разделение сигналов с помощью фильтров. Декодер обычно содержит полосовой фильтр, а канал яркости — режекторный фильтр[5]. При приеме телевизионного сигнала без цветовой информации декодер сигналов цветности автоматически отключается для того, чтобы на экране не возникали цветные шумы, а в канале яркости отключаются режекторные фильтры с целью передачи черно-белого изображения с максимальной четкостью.

В декодере формируются цветоразностные сигналы E'R—Y и E'B—Y[6]. Способ формирования цветоразностных сигналов различен и зависит от использованной в декодируемом сигнале системы цветного вещания. В некоторых моделях телевизоров декодер цветности выполнялся в виде отдельной печатной платы (субмодуля).

Декодер также содержит схему, обеспечивающую его включение при появлении сигнала цветности в той системе, которую он поддерживает. Если моносистемный телевизор (например, советский телевизор с декодером SECAM) принимает «чужой» для него сигнал цветности (например, в системе PAL) — декодер не включается и зритель видит чёрно-белое изображение. Если отношение сигнал/шум принимаемого телевизионного сигнала слишком мало, например при из-за большого удаления от передающего телецентра, использования приёмной антенны с малым коэффициентом усиления или длинного антенного коаксиального кабеля, то устойчивое формирование цветоразностных сигналов становится невозможно и декодер также отключается. В декодерах SECAM и PAL сигналы включения цветности формируются устройствами цветовой синхронизации[7][8].

В канале яркости, помимо подавления сигнала цветности, также выполняется задержка сигнала для совмещения его во времени с цветоразностными сигналами, регулировка яркости и контрастности и установка в начале каждой телевизионной строки уровня напряжения, соответствующего чёрному цвету изображения (фиксация уровня чёрного)[5], что необходимо для последующего матрицирования.

Сигнал яркости и цветоразностные сигналы поступают на матрицирующее устройство, где восстанавливается недостающий сигнал E'G—Y и формируются сигналы основных цветов E'R (красный), E'G (зелёный) и E'B (синий). Затем они усиливаются видеоусилителями и поступают на раздельные катоды электронных пушек кинескопа или на жидкокристаллическую матрицу. Если декодер выключен, на матрицирующее устройство поступает только сигнал яркости, в результате чего сигналы основных цветов имеют одинаковую величину и на экране телевизора изображение становится чёрно-белым.

По количеству поддерживаемых систем декодеры сигналов цветности можно разделить на:

  • односистемные (или моносистемные), то есть поддерживающие только одну систему цветного телевидения. Такие декодеры применялись начиная с первых моделей телевизоров вплоть до моделей 1980-х годов выпуска, в том числе в большинстве советских телевизоров
  • мультисистемные, то есть поддерживающие и автоматически выбирающие одну из нескольких систем цветного телевидения. Телевизоры с такими декодерами также назывались мультисистемными

Декодеры первых моделей цветных телевизоров строились на электронных лампах, например, телевизор RCA CT-100 (1954 год)[9], выпускаемый в США или телевизор Рекорд-101[10], выпускаемый в СССР (1970 год), затем на транзисторах или их сочетании с электронными лампами. Такие декодеры насчитывали сотни электронных компонентов, в некоторых телевизорах (например советских, серии УЛПЦТ[Примечание 1]) значительную их часть приходилось размещать на вспомогательных платах (модулях), впаиваемых на основную плату декодера[11]. Кроме того, декодеры содержали множество настраиваемых компонентов, что требовало для настройки декодера специального стенда[12], а декодеры PAL и SECAM использовали дорогостоящую линию задержки на длительность телевизионной строки, с отклонением не более 5 наносекунд для системы PAL[13].

В конце 1960-х годов начали разрабатываться микросхемы для декодеров цветности[14]. Их применение позволило значительно сократить число электронных компонентов в декодере. Повышение уровня интеграции позволило к середине 1980-х годов создать мультисистемный декодер всего на одной микросхеме (например, TDA4555 фирмы Philips[15]). Однако это не решило проблему сложности настройки декодера и наличия линии задержки. В связи с этим, продолжался поиск способов упрощения конструкции декодеров. Такими способами стали использование приборов с зарядовой связью (ПЗС) и применение цифровой обработки сигнала. Поскольку ПЗС может выполнять задержку сигнала, его можно использовать вместо линии задержки[16].

Цифровая обработка подразумевает обработку видеосигнала, оцифрованного с помощью аналого-цифрового преобразователя, при помощи математических алгоритмов. Перед подачей на видеоусилители производится обратное преобразование в аналоговый сигнал[17]. Даже частичный переход на цифровую обработку сигналов позволяет[18]:

  • вместо линии задержки применить блок памяти на основе ОЗУ, что убирает помехи из-за отражений сигнала внутри линии задержки
  • исключить перекрестные искажения «синего» и «красного» цветоразностных сигналов, возникающие при их аналоговой коммутации
  • обеспечить высокую точность задержки сигнала
  • исключить влияние нестабильности, присущей аналоговым схемам
  • сократить число настраиваемых компонентов

Первый набор микросхем с цифровой обработкой сигналов «DIGIT 2000» был разработан корпорацией ITT в 1981 году[19]. Однако, несмотря на преимущества цифровой обработки, качество изображения, создаваемого такими микросхемами, мало отличалось от обычных аналоговых. Для дальнейшего повышения качества изображения требовались дополнительные методы обработки, например, конвертирование чересстрочной развёртки в прогрессивную, шумоподавление и т.д., требующие наличия в телевизоре запоминающего устройства на размер телевизионного поля. Микросхемы с поддержкой внешней памяти были созданы фирмой Philips в 1988 году[20]. В качестве памяти использовались сдвиговые регистры на ПЗС[21].

К началу 2000-х годов были созданы микросхемы, объединяющие на одном кристалле декодер цветности, ОЗУ, конвертер развёртки и соотношений сторон растра, корректор чёткости цветовых переходов, шумоподавитель и схему цифрового управления по шине I²C (например, VSP 94x2A фирмы Micronas[22]).

Способы построения мультисистемных декодеров[править | править код]

На сегодняшний день существуют три основных способа создания мультисистемных декодеров[23]:

  • Декодер-конвертор с использованием принципа транскодирования[24]. Был предложен для приёма телевизорами PAL сигнала в системе SECAM. Содержит стандартный декодер PAL, перед которым включается схема, преобразующая сигнал SECAM в упрощённый сигнал PAL (псевдо-PAL)[25]. В 1981 году фирмой Motorola был разработан набор микросхем «Chroma 3», включавший комбинированный декодер PAL и NTSC и конвертер SECAM/PAL, позволяющий декодировать все 3 системы[26]. Позже похожий набор был создан фирмой Philips. Аналоги микросхем TDA3591 и TDA3562A из этого набора под обозначениями КР1021ХА3 и КР1021ХА4 были освоены советской промышленностью[27] и применялись в ряде телевизоров четвёртого поколения (4УСЦТ с модулем цветности МЦ-41, например «Электрон 51ТЦ-433Д»)[28]. Возможность декодирования системы NTSC в этих телевизорах не использовалась, за исключением экспортных моделей, производившихся для Кубы[29]. Недостатком транскодирования было двойное преобразование сигнала цветности SECAM, приводившее к его повышенным искажениям и появлению муара на изображении[30]
  • Декодер с параллельными каналами цветности для разных систем. Декодер содержит несколько независимых каналов цветности. В случае опознавания одним из каналов «своей» системы цветности, он открывается, а остальные каналы блокируются, чтобы исключить взаимные искажения[31]. Такое решение применялось в телевизорах с 1980 года. Фирмой Philips производились микросхемы канала цветности PAL TDA3510 и канала цветности SECAM TDA3530. Их аналоги под обозначениями К174ХА28 и К174ХА31 применялись в советских телевизорах третьего и четвёртого поколений (например, «Рубин-Тесла Ц-392»[32] и «Рубин 51ТЦ-402Д»[33])
  • Комбинированный декодер, содержащий общие для разных систем цветности узлы, с возможностью переключения режимов работы. Это наиболее прогрессивная схема декодирования, реализуемая в виде большой интегральной микросхемы (например, TDA4555 или её отечественного аналога К174ХА32 в телевизорах «Горизонт 51CTV-510»[34][35]), автоматически распознающей входную систему цветности, и переключающейся в нужный режим

В СССР регулярные передачи цветного телевидения ведутся с 1967 года по французской системе SECAM-IIIB[36]. Советской промышленностью для внутреннего рынка производились телевизоры, поддерживавшие только систему SECAM, поскольку передачи в других системах на большей части территории страны были недоступны.

Небольшая часть советских граждан, проживавших вблизи границы с некоторыми государствами могла просматривать зарубежные телепередачи в системе PAL, это такие страны как Норвегия, Финляндия, Румыния, Турция, Иран, Пакистан, Китай, Северная Корея; части жителей Сахалинской области доступен просмотр японских телепрограмм в системе NTSC. Подобная ситуация существует и в других странах, например в Берлине, как и во всей ГДР, телепередачи велись в системе SECAM B/G, а за «стеной», в Западном Берлине, как и в ФРГ, использовался PAL B/G.

Большинство телевизоров продолжало выпускаться односистемными даже несмотря на то, что с середины 1980-х годов в них использовались микросхемы для двухсистемного PAL/SECAM декодера К174ХА9 и К174ХА8, представлявшие собой аналоги микросхем TCA640 и TCA650 фирмы Valvo (серия телевизоров 3УСЦТ с модулями цветности МЦ-2 и МЦ-3)[37]. После появления в СССР бытовых видеомагнитофонов формата VHS (а с 1984 года выпускался отечественный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12») их пользователи столкнулись с тем, что при просмотре некоторые видеокассеты на советских цветных телевизорах воспроизводятся только в чёрно-белом изображении.

Если видеозапись на кассете сделана в системе PAL (как правило, это были иностранные фильмы в основном контрафактного происхождения), то и видеомагнитофон воспроизведёт телевизионный сигнал в этой же системе, если запись была сделана в системе SECAM (например, запись эфирной телепередачи, или лицензионная запись советского фильма[Примечание 2]) — то видеомагнитофон воспроизведёт телевизионный сигнал в системе SECAM. Бытовые видеомагнитофоны этого периода не поддерживали транскодирование видеосигнала из одной системы в другую, модели с такой функцией появились в начале 2000-х годов, например «Panasonic AG-W3».

С такими же проблемами сталкивались владельцы иностранных домашних компьютеров и игровых приставок при попытке использовать телевизор в качестве монитора: видеоконтроллеры этих устройств в большинстве случаев формировали цветной телевизионный сигнал в системе NTSC или PAL, поэтому советские телевизоры показывали черно-белое изображение.

Воспроизведение цветного изображения восстанавливалось после установки в советский цветной телевизор дополнительного декодера нужной системы. В журнале «Радио», книгах из серий «Массовая радиобиблиотека», «В помощь радиолюбителю» публиковались принципиальные схемы для самостоятельной сборки опытными радиолюбителями[37][38][39], во второй половине 1980-х годов производственные кооперативы и государственные предприятия освоили выпуск декодеров. Устанавливались декодеры и настраивались телевизоры самостоятельно, кооперативами или телеателье.

Иногда можно встретить название «декодер PAL-SECAM» (как правило, в статьях рекламного содержания), что технически некорректно, так как устанавливаемые изделия не производили транскодирование сигнала PAL в сигнал SECAM, а декодеры SECAM (субмодули цветности) уже имелись в телевизорах.

К концу 1980-х годов советская радиоэлектронная промышленность освоила выпуск мультисистемных телевизоров четвёртого поколения (4УСЦТ)[40], а в 1990-е годы в продаже появились импортные цветные телевизоры. Старые советские модели (УПИМЦТ[Примечание 3], 2УСЦТ[Примечание 4], 3УСЦТ[Примечание 5]) изнашивались и постепенно выходили из строя, становясь достоянием истории.

Подключение декодера PAL к телевизору[править | править код]

Продававшиеся в СССР декодеры PAL подключались параллельно декодеру SECAM. Сложность такого подключения состояла в том, что декодеры цветности разных серий советских телевизоров существенно отличались по техническим характеристикам. Например, отличались напряжения питания, амплитуда и полярность цветоразностных сигналов, амплитуда и форма требуемых импульсов кадровой и строчной развёрток, способ выключения цвета. Не все продавашиеся декодеры были совместимы с любой моделью телевизора. Это требовало самостоятельной сборки согласующих цепей, позволявших менять амплитуду и полярность цветоразностных сигналов, формировать недостающие импульсы для работы схем цветовой синхронизации и опознавания, а также выполнять коммутацию сигналов. В дальнейшем такие цепи стали устанавливаться на плате декодера PAL. С наибольшими трудностями была связана установка декодеров в лампово-полупроводниковые телевизоры УЛПЦТ[41].

Печатная плата декодера PAL крепилась внутри корпуса телевизора и соединялась проводами с модулем (блоком) цветности. Для удобства монтажа (и демонтажа при необходимости) подключение происходило также через электрический разъём.

Электронные ключи (на транзисторах, микросхемах или реле) отключали декодер SECAM во время приёма сигнала в системе PAL.

На телевизоры, предназначенные для совместной работы с видеомагнитофоном иногда устанавливалось устройство сопряжения, позволявшее подавать сигнал с видеомагнитофона не только через радиочастотный модулятор на антенный вход, но и напрямую через низкочастотные разъёмы «тюльпан», «DIN» или «SCART». В этот режим просмотра телевизор переключался отдельной кнопкой, одновременно отключался модуль радиоканала и мог отключаться декодер SECAM (чтобы не налаживать автоматическое переключение PAL-SECAM, если на телевизоре просматривались только копии иностранных фильмов в видеосалонах).

Транскодеры используются, главным образом, для преобразования системы кодирования цветности при трансляции программ, произведённых в системе, не соответствующей принятой на данной территории вещания. Транскодер представляет собой комбинацию из декодера и кодирующего устройства, включенных последовательно[42]. Декодер разделяет полный цветной телевизионный сигнал на сигнал яркости и цветоразностные сигналы, а кодер заново кодирует их в телевизионный сигнал, используя другую систему кодирования.

В связи с тем, что с середины 1990-х годов профессиональное видеооборудование для системы SECAM нигде в мире практически не производится, видеопроизводство повсеместно осуществляется в системе PAL со стандартом разложения 625/50, принятым на территории стран, вещающих в системе SECAM. При трансляции готовой программы в эфир телевизионный сигнал транскодируется в систему SECAM. Такая технология применяется на большинстве российских телеканалов из-за отсутствия современного оборудования для производства по системе SECAM, несмотря на незначительные потери качества изображения[43]. Видеопроизводство в «родной» системе было бы невозможно даже при использовании сохранившихся передающих камер SECAM, поскольку обработка видеосигнала требует множества стадий, современное оборудование для выполнения которых выпускается только с поддержкой систем PAL и NTSC. Это относится к видеомагнитофонам, видеомикшерам и многим другим устройствам. Неоднократно ставился вопрос о переходе телевизионного вещания в России на систему PAL, но наличие огромного парка телевизионных приёмников, не поддерживающих эту систему, делает такой переход невозможным[44]. Кроме того, наступление цифрового телевидения, основанного на других принципах и стандартах, снимает актуальность проблемы.

На некоторых ввозимых в Россию подержанных японских автомобилях установлены телевизоры, предназначенные, естественно, для системы NTSC, также в 1990-е годы в частном порядке на Дальний Восток ввозились подержанные японские телевизоры[Примечание 6]. Новые владельцы, разумеется, желают адаптировать их под российский телевизионный стандарт и систему цветности. В телевизоры встраиваются декодеры SECAM, подстраивается канал звукового сопровождения, кадровая и строчная развёртка и другие параметры. Количество перенастраиваемых телевизоров невелико, явление носит случайный характер, изготовление декодеров и переделка телевизоров выполняется, как правило, кустарно, опытными радиолюбителями или телемастерскими.

  1. ↑ Телевизоры УЛПЦТ носили торговое наименование «Название-7**»
  2. ↑ Первыми производителями лицензионной видеопродукции в СССР считаются «Видеопрограмма Госкино СССР», ВТПО «Видеофильм», киновидеообъединение «Крупный план»
  3. ↑ Телевизоры УПИМЦТ носили торговое наименование «Название-202», «Название-208»
  4. ↑ Переходные модели между УПИМЦТ и 3УСЦТ
  5. ↑ Телевизоры 3УСЦТ носили торговое наименование «Название-Ц28*Д», «Название-Ц38*Д», «Название-51ТЦ3**Д», «Название-61ТЦ3**Д»
  6. ↑ Подержанные японские телевизоры часто ввозились как «доноры» кинескопов, устанавливаемых затем в имеющиеся у населения советские телевизоры вместо «севшего» «родного» кинескопа
  1. ↑ Хохлов, 1992, с. 6.
  2. ↑ Телевидение, 2002, с. 247.
  3. ↑ Пескин и др., 1992, с. 3.
  4. ↑ Телевидение, 2002, с. 393.
  5. 1 2 Хохлов, 1992, с. 190.
  6. ↑ Телевидение, 2002, с. 302.
  7. ↑ Хохлов, 1992, с. 112.
  8. ↑ Хохлов, 1992, с. 154.
  9. ↑ Принципиальная схема телевизора RCA CT-100 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 августа 2015. Архивировано 5 сентября 2015 года.
  10. ↑ Телевизионный приёмник цветного изображения «Рекорд-101» (неопр.).
  11. Ельяшкевич С. А., Кишиневский С. Э. Унифицированные цветные телевизоры II класса. — 2-е изд.. — М.: Связь, 1977. — С. 54. — 112 с.
  12. ↑ Хохлов, 1992, с. 125.
  13. ↑ Телевидение, 2002, с. 288.
  14. ↑ Хохлов, 1992, с. 276.
  15. ↑ Data Sheet. TDA 4555 TDA 4556 Multistandard decoder (неопр.) (1984).
  16. ↑ Хохлов, 1992, с. 40.
  17. ↑ Хохлов, 1992, с. 41.
  18. ↑ Хохлов, 1992, с. 43.
  19. ↑ Хохлов, 1992, с. 140.
  20. ↑ Хохлов, 1992, с. 142.
  21. ↑ Хохлов, 1992, с. 257.
  22. ↑ VSP 94x2A PRIMUS Powerful Scan Rate Converter including Multistandard Color Decoder (неопр.).
  23. ↑ Телевидение, 2002, с. 413.
  24. ↑ SECAM, PAL, NTSC… Решение проблемы совместимости (рус.). Что есть что. Stereo&video (июнь 2000). Дата обращения 3 февраля 2013.
  25. ↑ Хохлов, 1992, с. 174.
  26. ↑ Хохлов, 1992, с. 175.
  27. ↑ Хохлов, 1992, с. 177.
  28. ↑ Ельяшкевич и др., 1993, с. 158.
  29. ↑ Cuba Annual Report 1989. Office of Research and Policy, United States Information Agency. — Transaction Publishers, 1992. — С. 231. — 350 с. — ISBN 1-56000-016-3.  (англ.)
  30. ↑ Хохлов, 1992, с. 184.
  31. ↑ Пескин и др., 1992, с. 6.
  32. ↑ Хохлов, 1992, с. 290.
  33. ↑ Ельяшкевич и др., 1993, с. 110.
  34. ↑ Ельяшкевич и др., 1993, с. 194.
  35. ↑ Телевидение, 2002, с. 417.
  36. Andreas Fickers. The Techno-politics of Colour: Britain and the European Struggle for a Colour Television Standard (англ.). Maastricht University. Дата обращения 8 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  37. 1 2 С. Сотников. Бескварцевый декодер СЕКАМ-ПАЛ-НТСЦ // журнал «Радио». — 1989. — № 9. — С. 54. — ISSN 0033-765X.
  38. К. Филатов, Б. Ванда. Приём сигналов ПАЛ телевизорами 3УСЦТ // журнал «Радио». — 1989. — № 6. — С. 52. — ISSN 0033-765X.
  39. Б. Хохлов. Субмодуль ПАЛ для модуля цветности МЦ-31 // журнал «Радио». — 1989. — № 10. — С. 52. — ISSN 0033-765X.
  40. ↑ Телевидение, 2002, с. 398.
  41. Ю.М. Шевченко. Установка декодера PAL в телевизор типа УЛПЦТ // журнал «Радіоаматор». — 1999. — № 11. — С. 3. — ISSN U025-2824.
  42. ↑ Телевидение, 2002, с. 378.
  43. Леонид Чирков. Голосую за PAL (рус.) // «625» : журнал. — 1997. — № 4. — ISSN 0869-7914. Архивировано 1 июня 2013 года.
  44. В. Чулков. И вновь о PAL (рус.) // «625» : журнал. — 1997. — № 5. — ISSN 0869-7914. Архивировано 31 мая 2013 года.
  • В. Е. Джакония. 12.3.3. Структурная схема декодирующего устройства // Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 302—304. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.
  • Б.Н. Хохлов. Декодирующие устройства цветных телевизоров. — 2-е изд.. — М.: Радио и связь, 1992. — 368 с. — (Массовая радиобиблиотека). — ISBN 5-256-00534-2.
  • Ельяшкевич С. А., Пескин А.Е. Телевизоры 3УСЦТ, 4УСЦТ, 5УСЦТ. Устройство, регулировка, ремонт. — Москва: МП «Символ-Р», 1993. — 223 с. — ISBN 5-86955-001-7.
  • Пескин А.Е., Войцеховский Д.В. Декодирующие устройства зарубежных цветных телевизоров: Справочное пособие. — М.: Радио и связь, 1992. — С. 3. — 176 с. — (Массовая радиобиблиотека).

ru.wikipedia.org

Декодер для цифрового телевидения

Мировая наука  не стоит на месте и с каждым годом в нашу жизнь внедряется все больше нововведений. Стандарты цифрового изображения и звука в Интернете уже давно не новость, но вот такой тип трансляций и добрался до телевизоров самых обычных жителей, например, наших бабушек и дедушек. Однако старые модели телевизоров, не оснащенные специальным встроенным устройством, не смогут показывать новое изображение. Именно для этих целей и был придуман декодер для цифрового телевидения.

Само устройство небольшое о габаритам и подключается к самому телевизору через разъем SCART или HDM. Если ваш декодер для цифрового телевидения не встроенный, то он может быть оснащен некоторыми полезными дополнительными функциями. Например, чтоб не пропустить любимый матч, сериал или передачу, достаточно отложить вещание и вернувшись, продолжить с того же места. Это похоже на паузу при просмотре диска. Также не лишним для старых моделей будет порт USB, который даст возможность просматривать все, что пожелается прямо со съемного носителя, или, как принято в народе говорить, флешки.

Конечно, это не все преимущества данного устройства, но основные его возможности - подстраивать цифровой сигнал под возможности приемника (в данном случае, телевизора). Декодер для цифрового телевидения правильно называется «ресивер для цифрового телевидения». Хотя, конечно, первое название более понятно обычным людям.

Прием цифрового телевидения происходит по нескольким стандартам: DVB-C (по кабелю), DVB-T(сигнал от наземной антенны, например, установленной в квартире или на балконе), DVB-S (спутниковое вещание) и DVB-H(для любителей посмотреть трансляции через мобильный телефон). Однако для тех, кому требуется несколько типов сигналов, разработаны универсальные устройства, которые работают по нескольким стандартам.

Итак, мы уже разобрались, что прием цифрового телевидения может происходить по разным стандартам и что изображение будет болеет четким и ярким, а звук - многоголосным. Но зачем нужен переход на цифровое телевидение?! Многим ведь и аналогового качества хватает. Здесь дело в бизнесе. И один из самых популярных источников доходов в современном мире - это телефонная мобильная связь. Сейчас сигнал сотовых сетей охватил, практически, всю поверхность земного шара и продолжает распространяться. Но операторам уже не достаточно выделенных для них линий, а новые можно предоставить только исключением или переводом на другие стандарты чего-то, чем пользуются каждый день. Именно для этого многие страны уже и перешли исключительно на цифровое вещание и абсолютно не жалеют об этом. До 2015 года  Россия и Украина также должны осуществить полные переход на цифровое телевидение и радиовещание.

Теперь поговорим о материальных затратах, которые придется понести каждому человеку, у которого телевизор не самой новой модели. В среднем, цену на декодер для цифрового телевидения обещают не завышать, и сейчас он обойдет в сумму около 40-50 $. Для тех, кто не может приобрести такое устройство, в силу своей малообеспеченности, внедрена программа, по которой ежегодно выделяется достаточно внушительная сумма на закупку декодеров. Хочется верить, что все будет именно так, как и обещалось и абсолютно все пользователи телевизионных услуг смогут смотреть любимые каналы. Кстати, до 2015 года все каналы обязаны перевести свой сигнал на цифровое вещание. Но на данный момент даже половина из существующих отечественных теле- и радиокомпаний не перешла на новый стандарт. Но это новому делу вовсе не помеха - не успел?! Не работаешь!

Вот так строго, но верно идем к новому уровню и культуре приема телевещания. Кстати, вскоре даже заказывать видео можно будет не отходя от телевизора, а пользуясь только пультом к нему и декодеру. 

Желаем вам, чтоб с новым качеством телевидения Ваша жизнь также улучшилась!

fb.ru

Цифровая составляющая сигнала / Habr

Все мы прекрасно знаем, что мир техники вокруг — цифровой, либо стремится к этому. Цифровое телевещание — далеко не новость, однако если вы не интересовались этим специально, для вас могут быть неожиданными присущие ему технологии.

Содержание серии статей

Цифровой телевизионный сигнал представляет из себя транспортный поток разных версий MPEG (иногда и других кодеков), передаваемый радиосигналом с применением квадратурно-амплитудной модуляции QAM разной степени. Любому связисту эти слова должны быть ясны как день, поэтому приведу лишь гифку из википедии, которая, надеюсь, даст понимание что это такое для тех, кто просто ещё не интересовался:

UPD: В комментариях эта картинка признана некорректной, но, тем не менее, она весьма наглядна. Поэтому оставлю для тех, кто ничего не знает о модуляции и не очень хочет углубляться, но хочет понять что за точки мы тут обсуждаем.

Такая модуляция в том или ином виде используется не только для «телеанахронизма», но и всех, находящихся на пике технологий систем передачи данных. Скорость цифрового потока в «антенном» кабеле составляет сотни мегабит!


Воспользовавшись прибором Deviser DS2400T в режиме отображения параметров цифрового сигнала, мы сможем увидеть как это бывает на самом деле:

В нашей сети пристутсвуют сигналы сразу трёх стандартов: это DVB-T, DVB-T2 и DVB-C. Рассмотрим их по очереди.

DVB-T


Этот стандарт не стал основным в нашей стране, уступив место второй версии, однако он вполне пригоден для использования оператором по той причине, что приёмники DVB-T2 обратно совместимы со стандартом первого поколения, а значит абонент может принять такой сигнал на практически любой цифровой телевизор без дополнительных приставок. Кроме того, предназначенный для передачи по воздуху стандарт (буква T — означает Terrestrial, эфир), обладает столь хорошей помехозащищённостью и избыточностью, что порой работает там, где по каким-то причинам не пролезает аналоговый сигнал.

На экране прибора мы можем наблюдать как строится созвездие 64QAM (стандарт поддерживает QPSK, 16QAM, 64QAM). Видно, что в реальных условиях точки отнюдь не складываются в одну, а приходят с некоторым разлётом. Это нормально до тех пор, пока декодер может определить к какому именно квадрату относится прилетевшая точка, но даже на приведённом изображении видны участки, где они расположены на границе или близко к ней. По этой картине можно быстро «на глаз» определить качество сигнала: при плохой работе усилителя, например, точки располагаются хаотично, а телевизор не может собрать картинку из полученных данных: «пикселит», а то и совсем замирает. Бывают случаи, когда процессор усилителя «забывает» добавить в сигнал одну из составляющих (амплитуду или фазу). В таких случаях на экране прибора можно увидеть круг или кольцо размером во всё поле. Две точки за пределами основного поля являются опорными для приёмника и не несут информации.

В левой части экрана под номером канала мы видим количественные параметры:

Уровень сигнала (P) в тех же дБмкВ, что и для аналога, однако для цифрового сигнала ГОСТ регламентирует уже лишь 50дБмкВ на входе в приёмник. То есть на участках с бо́льшим затуханием «цифра» будет работать лучше аналога.

Значение модуляционных ошибок (MER) показывает насколько искажённый сигнал мы принимаем, то есть насколько далеко может быть прилетевшая точка от центра квадрата. Это параметр схож с отношением «сигнал/шум» из аналоговой системы, нормальное значение для 64QAM — от 28дБ. Тут хорошо видно, что значительные отклонения на приведённом изображении соответствуют качеству выше нормы: в этом помехозащищённость цифрового сигнала.

Количество ошибок в принятом сигнале (CBER) — количество ошибок в сигнале до обработки какими либо алгоритмами исправления.

Количество ошибок после работы декодера Витерби (VBER) — результат работы декодера, использующего избыточную информацию для восстановления ошибок в сигнале. Оба эти параметра измеряются в «штуках на количество принятого». Чтобы прибор показал количество ошибок менее одной на сто тысяч или десять миллионов (как на приведённом изображении) ему надо принять эти десять миллионов бит, что на одном канале занимает некоторое время, поэтому результат измерения появляется не сразу, а может даже сначала быть плохим (E-03, например), но через пару секунд выйти на отличный параметр.

DVB-T2


Принятый в России стандарт цифрового эфирного вещания так же может быть передан по кабелю. Форма созвездия при первом взгляде может несколько удивить:

Такой поворот дополнительно повышает помехозащищённость, так как приёмник знает, что созвездие должно быть повёрнуто на заданный угол, значит можно фильтровать то, что приходит без заложенного сдвига. Тут видно, что для этого стандарта нормы битовых ошибок на порядок выше и ошибки в сигнале до обработки уже не выходят за предел измерений, а составляют вполне реальные 8,6 на миллион. Для их исправления используется декодер LDPC, поэтому параметр называется LBER.
Благодаря повышенной помехозащищённости, этот стандарт поддерживает уровень модуляции 256QAM, но в данный момент в эфирном вещании используется только 64QAM.

DVB-C


Этот стандарт изначально создан для передачи по кабелю (C — Cable) — среде намного стабильнее воздуха, поэтому позволяет использовать более высокую степень модуляции чем DVB-T, а значит и передавать больший объём информации, не используя при этом сложное кодирование.

Тут мы видим созвездие 256QAM. Квадратов стало больше, размер их стал меньше. Вероятность ошибки увеличилась, а значит для передачи такого сигнала нужна более надёжная среда (или более сложное кодирование, как в DVB-T2). Такой сигнал может «рассыпаться» там, где работают аналог и DVB-T/T2, однако он так же имеет запас помехозащищённости и алгоритмы исправления ошибок.

В силу большей вероятности ошибки, параметр MER для 256-QAM нормирован уже в 32дБ.

Счётчик ошибочных бит поднялся ещё на порядок и вычисляет уже один ошибочный бит на миллиард, но даже если их будет сотни миллионов (PRE-BER ~E-07-8), то используемый в этом стандарте декодер Рида-Соломона устранит все ошибки.

habr.com


Смотрите также



© 2010- GutenBlog.ru Карта сайта, XML.