Для чего служит мышь


Манипулятор мышь – это что такое: предназначение и функции?

Опубликовано 20.04.2019 автор — 0 комментариев

Всем привет! Тема сегодняшнего поста – для самых неопытных «чайников», которые только начинают знакомство с персональным компьютером. Вы получите базовые знания о том, что такое компьютерная мышь и для чего служит этот девайс.

Определение в информатике

Если излагать сухим научным языком, манипулятор мышь, это координатное устройство, управляющее курсором и указывающее компьютеру различные команды. Перемещение курсора осуществляется, благодаря перемещению устройства по рабочей плоскости – столешнице или специальному коврику.

Команды отдаются посредством активации кнопок, которых обычно несколько, а в некоторых моделях до десятка.

На вопрос, устройство ввода или вывода, ответ однозначный – устройство ввода информации. Как называется правильно это устройство – манипулятор типа «мышь».

Логично предположить, что существуют и другие типы манипуляторов. Да они есть, но не получили такого широкого распространения. Исключение – игровые манипуляторы: рули, джойстики и геймпады.

Для чего нужна мышка

Девайс получил большую популярность, благодаря повсеместному применению графического интерфейса по типу «окон». Ошибочно полагать, что это прерогатива операционной системы Windows – «форточки используются» и в MacOS, и на большинстве Unix-систем.Большинство действий в самой ОС и установленных программах можно выполнять с помощью мышки: запускать приложения, закрывать их, сворачивать окна, перемещать объекты, прокручивать страницы и т.д.

Принцип действия мышки

Большинство современных мышек оборудованы оптическим или лазерным сенсором. Он с определенной частотой фотографирует рабочую поверхность, которая всегда имеет микроскопические шероховатости. Используются принципы модуляции или демодуляции: процессор постоянно опрашивает мышь.

А если сенсор фиксирует изменение положения, подается команда на перемещение курсора. Скорость его перемещения можно изменить в настройках операционной системы, для более удобного использования устройства. Детальнее об этом читайте в публикации «как устроена компьютерная мышь» (уже на блоге).

Функции кнопок

У современной компьютерной мыши для платформы PC обязательно наличие правой и левой кнопок. «Яблочники» традиционно пользуются однокнопочными манипуляторами, но там и архитектура ОС немного отличается. Также все современные мышки оборудованы колесиком, при нажатии на которое активируется еще одна кнопка.

Основные манипуляции с кнопками:

  • Одиночный клик (щелчок) левой кнопкой – выделение объекта или перемещение курсора в прикладных программах, переход по ссылке в браузере;
  • Двойной клик – открытие файла или запуск программы, аналог Enter;
  • Перемещение курсора с зажатой левой кнопкой – выделение нескольких объектов или части документа;
  • Клик правой кнопкой – вызов контекстного (дополнительного) меню с наиболее востребованными функциями;
  • Прокручивание колесика – перемотка документа или веб-страницы, вверх или вниз;
  • Клик средней кнопкой – активация/деактивация режима автоматической перемотки.

Часто встречаются оптические мышки с дополнительной кнопкой над колесиком. Она служит для изменения DPI, то есть чувствительности сенсора, что влияет на скорость движения курсора.

Для чего предназначена мышка в играх

Современный компьютер – не только универсальный рабочий инструмент, но и самая популярная сегодня игровая платформа. Неудивительно, что современные игры «заточены» под использование мышки.

Более того, принципы управления в играх разных жанров давно унифицированы и мало отличаются. Типичное назначение мышки в различных играх:

Шутеры (Crysis, Far Cry, Metro). Движение мышью – перемещение прицела. Левая кнопка – выстрел, правая – дополнительное действие. Прокрутка колесика – смена используемого оружия.

РПГ (Ведьмак, The Elder Scrolls, World of Warcraft). Перемещение мыши – вращение камеры. Левая кнопка – применение основного оружия. Остальные элементы – в зависимости от игры.

Изометрические игры (MOBA и РПГ). Перемещение мыши – управление курсором. Левая кнопка-движение персонажа/применение основного навыка. Правая кнопка ‑дополнительный навык.

Стратегии (Warcraft, Starcraft, Civilization). Перемещение мышки – движение камеры над полем боя. Левая кнопка – выбрать отряд / отправить в определенную точку / дать команду.

Логические игры (Luxor, Zuma, 3‑в ряд). Движение мышью – перемещение курсора. Клик левой кнопкой – активация выбранного объекта.

Конечно, это описание неполное: жанров существует несколько десятков, просто я выбрал наиболее популярные. В многопользовательских играх управление мало отличается: набравшись опыта в одной игре, будет проще осваивать другие проекты подобного жанра.Отдельно хочу отметить, что мышки геймерского типа, как правило, оборудованы дополнительными кнопками – как минимум, еще двумя. Также создано множество моделей с программируемыми кнопками, количество которых может достигать десятка.

На них можно переназначить основные действия, чтобы не искать команды на клавиатуре, или же запрограммировать на выполнение скрипта – набора предварительно записанных команд. Это помогает автоматизировать многие рутинные действия, которые часто приходится выполнять в играх, особенно многопользовательских РПГ.

Интересные факты о мышке

Идея создания этого девайса появилась у американского изобретателя Дугласа Энгельбарта еще в 1951 году. Воплощение она обрела десятком лет позже. Представлен первый работоспособный прототип был на конференции в Сан-Франциско в 1968 году, а патент на устройство выдан спустя два года.

Уже тогда мышка была предназначена для перемещения курсора, однако ее вид сильно отличался от современных. Весил девайс почти килограмм, так как корпус его был деревянным. Для фиксации движений использовались массивные продольный и поперечный ролики.

Несмотря на такой немного нелепый вид, устройство произвело настоящий фурор в комплексе с другими представленными наработками: совместной работой надо одним документом, использованием гипертекстовой разметки и проведение видеоконференции.

И, хотя первые серийные образцы стоили дорого и были востребованы в узком кругу американских IT-шников, массовый выпуск компьютеров «Макинтош» компанией Apple способствовал популяризации девайса – сначала в Америке, а позже и по всему миру.

Сегодня сложно представить компьютер, использующий другой тип манипуляторов – выполняя функции, для которых она предназначена, мышка крайне проста в использовании. Освоить ее может и трехлетний ребенок, и глубокий старик, впервые увидевший компьютер.

Есть все основания предполагать, что в ближайшие пару десятилетий, вряд ли что изменится в архитектуре компьютеров. Если все работает идеально, зачем что-то менять, верно?

Также, на смежную тему для вас могут оказаться полезными статьи «Что такое мембранная клавиатура» и «Основные характеристики клавиатуры». Буду признателен всем, кто расшарит этот пост в социальных сетях. До завтра!

С уважением, автор блога Андрей Андреев

infotechnica.ru

Клавиатура и мышь

Определение 1

Клавиатура – периферийное устройство для ввода данных в ПК и управляющих команд с помощью клавиш, расположенных в определенном порядке.

Существует множество классификаций клавиатур: по типу соединения с ЦП, по назначению, по раскладке клавиш, функциональности и т.д.

Виды клавиатур по типу соединения

Беспроводные клавиатуры

Для подключения беспроводных клавиатур используется $3$ основных вида соединения:

  • Клавиатуры, использующие инфракрасное соединение, должны находиться в радиусе действия устройства, которое принимает сигнал.
  • Клавиатуры с радиочастотным соединением питаются от аккумулятора или через кабель USB, используемый для ее подзарядки. Имеют больший радиус действия от клавиатур с инфракрасным соединением, обеспечивают большую мобильность, чем клавиатуры с соединением Bluetooth и с инфракрасным соединением.
  • Клавиатуры, использующие соединение Bluetooth, имеют больший радиус действия, чем у клавиатур с радиочастотным и инфракрасным соединением.

Проводные клавиатуры

Существует две разновидности проводного соединения клавиатуры с ПК:

  • Клавиатуры с соединением PS/2 являются наиболее распространенными из-за своей дешевизны.
  • Клавиатуры с соединением USB используют для подсоединения к ЦП универсальную последовательно проводную шину.

Существуют другие разновидности клавиатур по типу соединения, которые отличаются высокой ценой и для их установки требуется дорогое программное обеспечение.

Виды клавиатур по расположению клавиш

Эргономичные клавиатуры

При разработке эргономичных клавиатур учитывалось обеспечение комфортного положения кистей и запястий. При использовании эргономичной клавиатуры можно избежать развития кистевого туннельного синдрома, выражающегося в потере чувствительности и покалывании в кистях рук и в пальцах после длительной работы. Также они способствуют поддержанию удобной позы и сохранению правильной осанки.

Компактные клавиатуры

На компактных клавиатурах обычно отсутствуют клавиши с цифрами, которые присутствуют в правой части остальных клавиатур. Такие клавиатуры являются плоскими и у некоторых из них есть резиновая подушечка, которая может использоваться вместо мышки.

Виды клавиатур по функциональности

Интернет-клавиатуры

Предназначены для повышения комфорта пользователя сети Интернет. Клавиатура содержит функциональные клавиши для домашней страницы веб-браузера, почтового ящика и избранных пунктов меню.

Мультимедийные и игровые клавиатуры

Предназначены для проигрывания аудиофайлов и содержат функциональные клавиши для регулировки громкости, игры, остановки и отключения звук, для удобства управления компьютерными играми.

Виртуальные клавиатуры

Виртуальные клавиатуры имитируются специальными программами (например, Comfort Keys Pro) и не являются физическими устройствами.

Памятники клавиатуре

В настоящее время клавиатуре установлены два памятника:

  1. Памятник клавиатуре в Казахстане в городе Костанай (рис. 1).
  2. Памятник длиной 16 м в Екатеринбурге установлен в $2005$ г. (рис. 2).

Рисунок 1. Памятник клавиатуре в г. Костанай

Рисунок 2. Памятник клавиатуре в г. Екатеринбург

История возникновения компьютерной мыши

Определение 2

Компьютерная мышь – координатное периферийное устройство ввода информации для управления курсором и подачи команд ПК. Перемещая мышь по поверхности стола синхронно перемещается курсор на экране монитора.

Первая мышь появилась как побочный продукт при создании операционной системы NLS, разработчиком которой являлся Дуглас Энгельбарт, придумавший концепцию интерфейса, основанного на окнах. Мышь была создана для работы с системой.

Рисунок 3. Первая компьютерная мышь

Первый рабочий образец мыши был разработан в $1964$ г. «Мышкой» своё устройство назвал Энгельбарт, официально же она называлась $X-Y$ Position Indicator for a Display System (индикатор положения X-Y для системы отображения). Впервые компьютерная мышь была представлена публике $9$ декабря $1968$ года в Калифорнии на показе интерактивных устройств.

Первый манипулятор «мышь» был изготовлен в виде деревянной коробочки ручной работы с одной кнопкой. Перемещение происходило по поверхности с помощью колесиков и велся отсчет поворотов и оборотов. Полученная информация попадала в компьютер, после чего происходило перемещение курсора по экрану монитора.

Модель мыши изготавливал аспирант ученого Билл Инглиш. Позже конструкция мыши была усовершенствована и для нее были созданы драйвера. В $1981$ году компания Xerox представила компьютерную мышь как часть персонального компьютера Xerox $8010$ Star Information System. Манипулятор имел три кнопки, диски были заменены на шарик и ролики.

В СССР выпускалась компьютерный манипулятор «Колобок», который обладал тяжелым металлическим шаром.

Со временем конструкция мыши существенно упростилась: появился свободно катающийся в корпусе резиновый шарик, простые оптоэлектронные преобразователи и колесики со щелевыми прорезями (вместо стального шара в механической подвеске и ненадёжной системы кодирующих колес с электрическими контактами).

С $1999$ г. наиболее популярными стали оптические мыши, принцип работы которых основан на сканировании изображения поверхности, на которой располагается мышь, в различные моменты времени и непрерывном сопоставлении получаемых результатов.

Виды компьютерных мышей

Существует несколько классификаций компьютерных мышей.

Механические (шариковые) мыши сейчас редко используются. Они характеризуются размером и наличием тяжёлого резинного шарика, который нужно двигать по коврику для улучшения позиционирования.

В оптических мышах используется светодиод и сенсор, которые улучшают позиционирование и уменьшают размер устройства. Манипуляторы сканируют поверхность, по которой перемещаются, и делают несколько тысяч снимков в секунду, которые обрабатывает микропроцессор мыши и отправляет информацию на ПК.

Лазерная компьютерная мышь использует лазер, что позволяет значительно увеличить ее точность и снизить энергопотребление. Кроме того работает практически на любой поверхности (стекло, ковер и пр.)

Трекбол напоминает перевернутую механическую компьютерную мышь, управление курсором осуществляется вращением шарика. К преимуществам относят экономию места и высокие показатели эргономичности. Трекболы чаще всего используются для работы с графическими пакетами, т.к. позволяют более точно контролировать перемещение курсора.

Индукционные мыши используют индукционную энергию и для их работы нужен специальный коврик, который работает как графический планшет. Такие мыши имеют хорошую точность, но очень не практичные и дорогие.

Гироскопические мыши относят к новому поколению устройств, которые распознают движение в плоскости и пространстве, т.е. их можно использовать вне стола.

Замечание 1

Последние модели сенсорных манипуляторов поддерживают технологию сенсорного тачпада и не имеют ни кнопок, ни колесика, что позволяет с помощью различных жестов осуществлять нажатие, прокрутку в любом направлении, масштабирование, настроить выполнение нужных вам команд. Они отличаются изумительным внешним видом и компактностью.

По типу подключения различают следующие виды манипуляторов:

Рисунок 5. Классификация мыши по типу подключения

Последние разработки

Компьютерная мышь на указательном пальце

Беспроводная мышь Mycestro 3D имеет форму продолговатого кольца и надевается на указательный палец. Устройство не привязано ни к какой поверхности. Mycestro с помощью датчиков по специально разработанным алгоритмам собирает информацию о манипуляциях пользователя и передает ее на чип управления.

Для связи с ПК Mycestro использует энергоэффективный интерфейс Bluetooth 4.0, который обеспечивает пользователю свободу действий в радиусе $9,1$ м.

Рисунок 6.

Надувная компьютерная мышка – разработка корейских дизайнеров, удобная для частого ношения с собой.

Рисунок 7.

Моющаяся компьютерная мышь – разработка компании Belkin, которую можно мыть с мылом под струей воды из крана. Для сохранения герметичности колесо прокрутки заменено сенсорной площадкой, с помощью которой можно делать горизонтальные и вертикальные перемещения.

Рисунок 8.

Беспроводная мышь с интегрированной числовой панелью Canon X Mark I

Манипулятор является гибридом беспроводной компьютерной мыши, калькулятора и числовой панели клавиатуры. К тому же мышь изготавливается из вторичного сырья, что не вредит окружающей среде.

Рисунок 9.

Компьютерная мышь Logitech MX Air, для работы с которой не нужна твердая поверхность – она понимает движения руки. Также ее можно использовать в качестве дистанционного пульта.

Рисунок 10.

Невидимая компьютерная мышь – революционная разработка студента Массачусетского технологического института Pranav Mistry. Благодаря комбинации инфракрасного лазера и инфракрасной камеры, Mouseless позволяет управлять курсором, перемещая руку рядом с компьютером и имитируя пальцами нажатия на клавиши мыши.

Рисунок 11.

Многообразие компьютерных мышей по функциональности и дизайну почти безгранично. Существуют самые разнообразные формы мышей: от формы яйца до самолёта, в форме золотого слитка, ручной гранаты, женского тела и т.д.

spravochnick.ru

Что такое компьютерная мышь? История, виды :: SYL.ru

Компьютерная мышь была изобретена Дугласом Энгельбартом из Стэнфордского исследовательского института в 1963 г. после обширного тестирования удобства ее использования. Ее также поначалу называли «жуком», но в конечном итоге этот вариант был отброшен в пользу современного наименования. Это было одно из нескольких экспериментальных позиционирующих устройств, разработанных для oN-Line System (NLS) Энгельбарта, которое представляло собой сочетание аппаратной и программной систем. Также были созданы модели, регистрирующие движения других частей тела – головы, подбородка и носа, но в конечном итоге простота и удобство победили.

Механический дизайн

Что такое компьютерная мышь Энгельбарта? Это было громоздкое устройство, в котором использовались 2 шестерни, установленные перпендикулярно друг к другу. Вращение каждого колеса переводилось в движение вдоль одной оси на плоскости. 17 ноября 1970 года Энгельбарт получил патент US 3541541 на «Индикатор положения X-Y для системы отображения». В то время изобретатель предполагал, что пользователи будут постоянно держать мышь в одной руке и печатать на 5-клавишной клавиатуре другой.

В более позднем варианте, изобретенном в начале 1970-х годов Биллом Инглишем из Xerox PARC, внешние колеса были заменены шаром, который мог вращаться в любом направлении. Его движение в свою очередь регистрировалось с помощью перпендикулярных колес, расположенных внутри корпуса. Данный вариант напоминал перевернутый трекбол и стал преобладающим дизайном 1980–90-х гг. Группа Xerox PARC также остановилась на технике применения обеих рук для ввода данных с помощью полноразмерной клавиатуры.

История компьютерной мыши в ее современной форме началась в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL) благодаря идеям профессора Жан-Даниэля Никуда и рукам инженера и часовщика Андре Гуйнарда. Вышедшая из EPFL компания Logitech запустила производство первых популярных моделей устройств данного типа.

Оптическая компьютерная мышь

Представляет собой отдельную линию эволюции ручного позиционного устройства. Движение в ней регистрируется с помощью оптического датчика, расположенного на ее нижней части, спаренного со светоизлучающим диодом, который служит для освещения опорной поверхности. Ранние дизайны, подобные изобретению Стива Кирша из Mouse Systems Corporation, можно было использовать только на специальном металлическом коврике с напечатанной на нем сеткой из тонких синих и серых линий. По мере роста вычислительной мощности стало возможным внедрять более мощные специализированные чипы обработки изображений. Это позволило обнаруживать относительное перемещение на самых разных поверхностях (и, в свою очередь, переводить его в движение курсора), избавив от необходимости в специальном коврике. Так началось широкое внедрение оптической технологии.

В современных моделях используется датчик, который последовательно захватывает изображение рабочей поверхности. В большинстве случаев для подсветки применяются светодиоды. Такие мыши часто ошибочно называют лазерными. Настоящие лазеры становятся все более распространенными, поскольку они позволяют повысить точность обнаружения движения. Разница между кадрами обрабатывается процессором обработки изображения и переводится в перемещение по двум осям. Например, сенсор модели Agilent Technologies ADNS-2610 работает со скоростью 1512 к/с. Каждый кадр представляет собой прямоугольный массив 18 х 18 пикселей, каждый из которых может различать 64 оттенка серого.

Запрос на улучшения в области оптической технологии в значительной степени подогревается компьютерными игровыми мышами, от которых требуется большая точность для более прецизионного прицеливания.

Оптика против механики

Сторонники оптической технологии утверждают, что такие компьютерные мыши работают лучше механических, поскольку не требуют технического обслуживания и служат дольше из-за меньшего количества движущихся частей.

С другой стороны, приверженцы механической конструкции утверждают, что оптические мыши не могут работать на глянцевых и прозрачных поверхностях. Устройства с недостаточной мощностью обработки изображений также испытывают трудности с отслеживанием чрезвычайно быстрого движения, хотя дорогие модели способны регистрировать перемещение со скоростью 1 м/с и быстрее. Кроме того, ремонт механической мыши обычно заключается в простой очистке. Однако оптический вариант практически не требует никакого ухода.

Пожалуй, самым сильным аргументом в пользу механической конструкции является ее низкое энергопотребление, что находит применение в беспроводных компьютерных мышах. Такие устройства потребляют не более 5 мА, тогда как оптическим для питания светодиода или лазера обычно требуется 25 мА. Старые модели могут потреблять еще больше тока. Это приводит к значительному сокращению времени автономной работы и частой замене батарей, что делает их непригодными для непрерывной работы.

Лазерная технология

В 2004 г. компания Logitech вместе с Agilent Technologies представили мышь MX 1000. В ней вместо обычного светодиода использовался небольшой лазер. Новая технология позволила увеличить четкость изображения рабочего стола. Производители утверждают, что такие компьютерные мыши обладают в 20 раз большей чувствительностью к характеристикам поверхности, чем оптические. Геймеры жаловались, что MX 1000 не сразу реагирует на движение, если ее поднять, переместить, а затем снова положить на коврик. В дальнейших моделях этот недостаток был устранен.

Кнопки

В отличие от механизма обнаружения движения эта часть конструкции мыши почти не изменилась, варьируясь в основном по форме, количеству и размещению. У самой первой модели Энгельбарта была одна клавиша. Но вскоре их число было увеличено до трех. Коммерческие мыши обычно имели 1–3 кнопки, хотя в конце 1990-х годов у некоторых моделей их было 5 и более.

Наиболее популярны 2-кнопочные устройства. Распространенным применением второй клавиши является вызов контекстного меню в пользовательском интерфейсе компьютера, которое содержит опции, специально предназначенные для элемента, над которым была расположена мышь. Это используется в популярной операционной системе Windows, а также во многих других программах. Основная кнопка расположена с левой стороны.

В системах с тремя клавишами центральная часто используется для запуска макроса. В X Window таким образом производится вставка содержимого первичного буфера в позицию курсора. Многие 2-кнопочные мыши могут эмулировать 3-ю одновременным щелчком правой и левой. Среднюю клавишу также нередко используют в качестве резервной.

Дополнительные кнопки

Иногда мышь оборудуется множеством кнопок, 5-ю и более. В зависимости от предпочтений пользователя они позволяют производить веб-навигацию или прокручивать историю браузера. Однако, как и в случае с подобными функциями на клавиатуре, они могут не поддерживаться программным обеспечением. Дополнительные кнопки обычно более полезны в играх, потому что такая компьютерная мышь обеспечивает быстрый и легкий доступ к широкому спектру функций. Например, к смене оружия в шутерах от первого лица. Поскольку кнопки можно сопоставить практически с любой функцией, нажатием клавиши, приложением или переключателем, они могут сделать работу не только более эффективной, но и более простой.

Дуглас Энгельбарт полагал, что лучшая компьютерная мышь – это та, которая оборудована максимально возможным количеством кнопок. Созданный им прототип ограничивался всего лишь тремя клавишами только потому, что разработчики не могли разместить больше.

Колесо

Одним из основных новшеств в эволюции кнопок мыши было колесо прокрутки – небольшое, с осью, ориентированной параллельно поверхности стола, которое можно поворачивать «вверх» или «вниз», обеспечивая немедленный одномерный ввод. Обычно это транслируется в «прокрутку» вверх или вниз текущего окна, что особенно полезно при навигации по длинному документу. Колесо часто можно нажимать, поэтому оно заменяет третью (центральную) кнопку. В операционной системе Windows это активирует автопрокрутку, если приложение поддерживает данную возможность.

Новые модели позволяют выполнять и горизонтальную, и вертикальную прокрутку. В некоторых конструкциях используется «качелька» – кнопка, которую можно нажимать сверху или снизу, имитируя прокрутку вверх и вниз соответственно. В некоторых приложения при одновременном удержании клавиши Control колесо служит для изменения масштаба. Программы, в которых это реализовано, – MS Word и Internet Explorer.

У некоторых наиболее высокопроизводительных мышей Logitech и Microsoft обычно встречается более продвинутая конструкция колесика с возможностью наклона. В ней используется пара датчиков, шарнирно соединенных с механизмом опрокидывания. По умолчанию они служат для прокрутки влево-вправо.

В 2005 г. Apple Mighty Mouse представила третий вид встроенных прокручивающих устройств. Это небольшой, встроенный в верхнюю поверхность трекбол, используемый как колесо, но в двух измерениях.

Связь

Любое устройство ввода требует подключения к ПК. Для этой цели у обычных проводных компьютерных мышей имеется тонкий электрический шнур (например, RS-232C, PS/2, ADB или USB-кабель). Скорее всего, его размеры и форма побудили изобретателей назвать устройство именно так. Беспроводные мыши для передачи данных используют ИК-порт, радио или Bluetooth.

www.syl.ru

Опыт использования вертикальной мыши или спасаемся от туннельного синдрома

В этот понедельник я расскажу о мышке, помогающей избежать туннельного синдрома. Поехали!

Под катом — медицинский ликбез о причинах возникновения туннельного синдрома, о том, как его избежать, и конечно, обзор вертикальной мышки.
О Синдроме запястного канала
Как мы знаем, туннельный синдром — его так же называют CTS, Carpal Tunnel Syndrome, карпальный туннельный синдром (правда, тех кто так переводит, надо убивать, это еще хуже алкалина. Carpal — это просто кисть), синдром запястного канала, лучезапястный синдром, в общем названии RSI, Repetitive Strain Injury (хроническое за­болевание кистей рук) — это поражение нервных тканей (нейропатия) вследствие некоторых неблагоприятных условий. Строго говоря, называть его туннельным синдромом не совсем правильно — туннельный синдром может проявляться не только в руке, в то время как синдром запястного канала — по определению только в запястье :)
Неблагоприятные условия могут быть самые разные — обычно это монотонная работа кисти или длительное нахождение в неестественных положениях. Соответственно в группу риска попадают те люди, работа или времяпрепровождение которых подразумевает длительное напряжение запястья и/или продолжительную работу кистью — forever alone, велосипедисты и байкеры, сборщики, упаковщики, музыканты, художники, и конечно же, люди, работающие с мышкой и клавиатурой.

Что бы было понятнее, посмотрите на картинку выше. Нас интересует срединный и локтевой нервы — пучок нервов, ветви которого иннервируют большую часть кисти (показана сиреневым на рисунке):

Они находятся рядом с образованием, называемым запястным каналом:

Это структура, удерживающая сухожилия сгибателей пальцев относительно друг друга и запястья — сухожильная сумка(на рисунке — синяя часть). Находится она между нескольких костей и связок — в туннеле лучезапястного сустава.
Что происходит при длительном изгибе сустава, неудобном положении рук и множестве однообразных движений?
Длительное напряжение мышц кисти приводит к ухудшению их кровоснабжения, при нарушениях которого начинаются деструктивные процессы в сухожилиях и мышцах. Сами по себе они вреда пока не несут, организм знает что надо делать — увеличивается ток крови через поврежденное место, что обеспечивает нормальное питание и своевременный вывод продуктов распада. При прекращении вредного воздействия неприятные ощущения пройдут сами-собой.
Но если мы и дальше работаем кистью таким же образом (там не очень много болевых окончаний, и заметить начало болезни проблематично), продолжая напрягать мышцы, а заодно и уменьшая просвет туннеля изгибом кисти, то мы получаем отек мышц и сухожилий — жидкость не выводится должным образом.
Развивающийся отек давит на срединный и локтевой нервы и прилегающие сосуды, вызывая гипоксию (недостаточность кислорода) и отек тканей и нервов. Нерв в таком состоянии не может полноценно выполнять свои функции, из-за этого возникают такие неприятные эффекты(парестезии) как: уменьшение чувствительности, болезненность, покалывания в пальцах, слабость ладони. Мышцы кисти и пальцев, которыми управляет нерв постепенно «расслабляются» — к ним не доходят полностью сигналы от мозга, и они начинают атрофироваться. Все это на фоне боли, усиливающейся в ночное время, и не дающей спать.

Страшно? Только с помощью особой, вертикальной мышки вы сможете вылечить свою руку… Шучу, к сожалению. Никакая, даже самая дорогая мышка вам не поможет — болезнь возникает от нескольких факторов, которые и убирать надо комплексно. В 90% самая простая гимнастика, выполняемая регулярно 10 минут в день уберет все симптомы. Вы же не пропустили слово регулярно, правда? Если единственное, что вы сделаете при симптомах — купите мышку, это вас не спасет, разве только отсрочит их усиление.

Основная идея гимнастики — отдых от вредных факторов, но не от движения. Встаньте, пройдитесь, помашите руками. Разожмите-сожмите руки, встряхните кисти. Много проблем происходит от однообразных движений — вот от них и надо избавляться, регулярно делая движения, отличные от обычных. Вот тут отлично все описано.
Я же расскажу об избавлении только от одного фактора — неправильного положения кисти, лежащей на мышке.

Правильно или неправильно?
Встаньте, расслабьте руки, опустите их вниз. Какое положение они приняли? Ладони обращены внутрь, «к себе». Теперь, положите руку на стол, не меняя ее положение нигде, кроме локтя. Как она лежит? Локтем и ребром кисти на столе.
А теперь положите ее на мышку. Что произошло? Кисть повернулась относительно локтя почти на 90 градусов. Такое положение руки замечательно подходит к сложившийся парадигме использования компьютера — левая кнопка мыши, правая кнопка мыши, средняя, и т.д.

Но оно не физиологично — мышцы, обеспечивающие вращение внутрь (пронаторы), руки и кисти постоянно напряжены, а супинаторы(мышцы, вращающие «наружу»), наоборот, растянуты. К чему приводит постоянное напряжение мышц, я уже писал — отек, и далее по нарастающей.

Например, квадратный пронатор — мышца, вращающая предплечье внутрь, больше всего напряжена при неправильном положении кисти. И расположена у самого запястного канала, соответственно — ее отек в первую очередь будет давить на нервы и сосуды, что и послужит причиной неприятных ощущений.

В случае использования вертикальной мышки кисть сохраняет свое «обычное» положение, при котором нет дополнительной нагрузки на супинаторы и пронаторы.

Правда, остается проблемы с однообразными движениями пальцев — при нажатии на клавиши и кручении колесика. С этим вам поможет справится только кардинальная смена принципа ввода — тачпад, трекбол (в тред призывается dlinyj, который расскажет о своем опыте с трекболами), задроченные хоткеи или графический планшет.

Как обычно, я хотел написать кратенько-кратенько о синдроме, а получилось что подробности составляют большую часть текста. Написал, показал знакомому, он спросил о чем-то, пришлось добавить. Показал врачу — он пару неточностей исправил, сказал много умных слов, по которым пришлось дать объяснение… Ладно. Про мышку.

Про мышку.
Упаковка:

Крайне странная упаковка, достать из которой мышку довольно проблематично. Нам придется столкнуться с липучками, клейкой лентой, хитрой системой крепления мышки и провода, понять душевные терзания китайца-разработчика коробки, разрывающегося между удобством и красивостью. В борьбе с этими проблемами я совсем забыл показать вам заднюю часть коробки, вот она:

Наконец, мы достали мышку.

Что бросается в глаза — тонкий, но длинный провод, даже с фильтром на конце:

Очень мягкий, хорошо гнется, и не мешает движениям мышки. Больше ничем не примечателен. Вернемся к мышке:

Клавиша на торце — переключатель DPI (от 800 до 2400), позволяет подстроить скорость движения мыши под свои нужды.

На правой стороне две кнопки («левая» и «правая», хех), и стандартное колесико. В стороны оно не качается, впрочем, эту функцию выполняют две кнопки на обратной стороне:

Находятся они рядом с выемкой для большого пальца, и честно скажу, пару раз их ненамеренно задевал. Видимо, не стоит на них вешать функции с труднообратимым действием — удаления файлов, например. У меня на них висит переключение вкладок в браузере.
Поверхность, на которой лежит большая часть ладони, выполнена из резиноподобного материала, который почти невозможно очистить от пылинок и волокон ткани — они замечательно прилипают к нему даже сразу после протирки. Справедливости ради, отмечу, что остальные загрязнения смываются и стираются с этой поверхности вполне нормально. Остальная часть — обычный пластик не обладающий ни серьезными достоинствами, ни критичными недостатками.

На нижней части мышки находится только сенсор:

Скользящие ножки присутствуют в большом количестве (6 штук), и выполняют свою функцию вполне сносно.

Как наверное догадались наиболее внимательные читатели, «подошва», призванная взять на себя поддержку кисти — отсоединяется. Мне весьма удобно и с ней, но вдруг.

Итоги использования
Первую неделю было очень непривычно. Настолько непривычно, что я несколько раз подумывал о переходе обратно на классические мышки. Хотя полноценно я смог работать уже через пару дней, еще несколько дней каждый раз, когда я брал ее в руку мне приходилось делать усилие для того чтоб вспомнить какая кнопка-какая. Но через неделю я вполне спокойно ей пользовался, а через две — классические мышки казались странными и очень неудобными, вплоть до того, что их не хотелось брать в руку.
Вот как выглядит мышка в руке:

Особенно мне понравилось, как ни странно, играть такой мышкой в различные игрушки-шутеры — почти как джойстик.
Еще одна особенность, на которую я обратил внимание — двигать мышку приходится не кистью, а всей рукой, из-за того, что запястье менее гибкое при таком хвате. Я понимаю, что это более полезно для кисти, но все равно, немного непривычно.
Очень пригодилась кнопка DPI — после привыкания, DPI можно увеличить, кистью придется двигать меньше.
Хорошие новости — рука у меня не болит. Но она и раньше не болела.
Стоимость
Мышка заказана в BuySKU за $26.
Рядом в каталоге есть такая же, но беспроводная, правда максимальный DPI у нее ниже — 1600. Стоит она чуть дороже — $47. Я сомневался в ее удобстве, поэтому купил версию с проводом, о чем теперь жалею — без проводов как-то удобнее было бы.

Если у вас нет аккаунта на Хабрахабре, вы можете читать и комментировать наши статьи на сайте BoxOverview.com

habr.com

Трекбол — Википедия

Оригинальная модель Kensington Expert Mouse, в которой в качестве трекбола мог использоваться шар для пула

Трекбол (англ. trackball, произносится /ˈtrækˌbɔːl/) — ручное указательное устройство ввода информации для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям: позволяет вводить информацию об относительном перемещении путём вращения рукой закреплённого в корпусе шара и подавать команды нажатиями на кнопки.

Функционально представляет собой перевёрнутую механическую (шариковую) мышь: сверху или сбоку корпуса находится шар, который пользователь может вращать ладонью или пальцами; также на корпусе находятся кнопки. Как и в случае мыши, сигналы о вращении шара преобразуются в перемещение указателя или поворот объекта на мониторе, а нажатия кнопок приводят к выполнению определённых команд или переключению режимов; разница лишь в том, что у трекбола движется только шар, тогда как у мыши необходимо перемещать по столу корпус.

Конструктивно трекбол также похож на мышь: вращение шарика приводит в движение пару валиков, соединённых с механическими датчиками, либо, в более современном варианте, движения шара сканируют размещённые в корпусе оптические датчики. Протокол обмена данными с компьютером, как правило, также полностью соответствует протоколу для мыши. Поэтому с точки зрения компьютера трекбол является стандартным интерфейсным указательным устройством; в отсутствие специальных драйверов он воспринимаются операционной системой компьютера как стандартная мышь и нормально поддерживаются стандартным универсальным драйвером мыши.

Современный двухкнопочный трекбол классической компоновки Logitech TrackMan — трекбол с боковым расположением шара Типичный трекбол ноутбука

Представленные на рынке модели трекболов существенно различаются. На большинстве моделей шарик достигает 3—6 см в диаметре, однако существуют и модели с шариком около 1 см в диаметре. Почти на всех моделях, кроме шара и кнопок, присутствует также колёсико прокрутки. Основное отличие заключается в размещении шарика; оно определяет размещение кнопок, исполнение колёсика прокрутки (если оно есть) и, соответственно, способ работы с устройством.

Шарик посредине.
В таком виде трекбол был придуман изначально: шарик размещается в центре основания или чуть правее, кнопки (обычно от двух до четырёх) находятся вокруг него. Шарик может вращаться либо указательным, средним и безымянным пальцами, либо ладонью. Это диктует иной, нежели при использовании мыши, стереотип движений: в качестве «первой» кнопки используется нижняя-левая, «второй» — нижняя-правая, «средней» — верхняя-левая (для левшей — правые/левые кнопки меняются местами). Колесо прокрутки либо отсутствует, либо выполняется в виде кольца вокруг гнезда для шарика. Также прокрутка может быть реализована вращением самого шарика вокруг вертикальной оси. В больших по размеру устройствах шарик управляется указательным, средним и безымянным пальцем, на основные кнопки нажимают большой палец и мизинец (или безымянный), на «среднюю» — указательный, снимаемый для этого с шарика, управление колесом прокрутки зависит от предпочтений пользователя и размеров. В миниатюрных трекболах шарик вращается указательным или средним пальцем, остальные используются для нажатий на кнопки и вращения колёсика.
Шарик сбоку.
Трекбол с шариком сбоку представляет собой, фактически, обычную компьютерную мышь с кнопками и колёсиком прокрутки, у которой шарик вмонтирован в левый бок корпуса. Нередко корпус имеет постоянный либо регулируемый наклон вправо, благодаря чему лежащая на трекболе рука находится в более естественном положении. Шарик прокручивается большим пальцем, остальные пальцы работают так же, как при пользовании обычной мышью, что делает конструкцию более привлекательной для пользователя, привыкшего к мыши или попеременно работающего мышью и трекболом. Но она имеет и свои недостатки: подвижность большого пальца несколько меньше, что отражается на быстроте и точности позиционирования, к тому же такая конструкция, в отличие от «классической», совершенно непригодна для левшей.

Встроенные трекболы различаются как по конструкции, так и по месту расположения. Для ноутбуков наиболее типичным вариантом является помещение трекбола по центру или правее центра клавиатуры, ближе к наружному краю корпуса (аналогично тачпаду у большинства современных ноутбуков), что позволяет быстро перемещать руку с клавиатуры на трекбол, но имеет и недостаток — трекбол легко случайно задеть при работе с клавиатурой. Есть варианты с размещением трекбола сбоку от клавиатуры, если позволяет компоновка устройства. У некоторых моделей трекбол располагается на верхней крышке ноутбука, сбоку от монитора. В некоторых миниатюрных встроенных трекболах (например, в смартфонах HTC Dream) функцию кнопки может выполнять сам шарик, на который можно просто нажать.

Встречались старые модели мобильных ПК(i486) компании Toshiba, к которым трекбол жёстко пристёгивался сбоку. При работе кисть руки лежала на поверхности стола естественным образом, располагаясь справа, частью под трекболом. Такая позиция руки давала нагрузку только на мышцы, связанные с большим (шарик) и указательным (кнопка) пальцами, что обеспечивало наибольший комфорт.

Существуют современные конструкции миниатюрных беспроводных трекболов, надеваемых непосредственно на руку (устройство крепится на указательном пальце и управляется большим пальцем), что позволяет вообще не перемещать руку от клавиатуры для позиционирования указателя.

При работе с трекболом для всех операций используется только кисть руки и не требуется движений плеча и предплечья, тогда как те же операции с мышью требуют задействования практически всей руки (что при длительной напряжённой работе может являться причиной известного «туннельного синдрома»). В графических приложениях, где позиционирование является основной операцией, использование трекбола, по результатам некоторых исследований, приводит к существенно меньшей усталости. Например, производитель трекболов ITAC Systems, Inc. утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью в результате усталости запястья рука становится значительно (до 60 %) слабее, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели.[1] (По той же причине некоторые предпочитают также графические планшеты.) С другой стороны, применение трекбола вместо мыши увеличивает количество движений пальцами, которые вращают шарик, что при активной работе может приводить уже к утомлению пальцев.

Трекбол не требует пространства на рабочем месте, превышающего собственные размеры, его даже можно жёстко закрепить (в том числе на не-горизонтальной поверхности), гарантировав, что он случайно не переместится, не упадёт с рабочего места и не будет потерян. В условиях ограниченного пространства или необходимости работать в неудобных положениях (во встроенных системах, мобильных компьютерных устройствах и управлении оборудованием) это может быть решающим аргументом.

Удобство пользования трекболом по сравнению с мышью также зависит и от характера приложений, с которыми работает пользователь. Например, текстовые или табличные процессоры практически безразличны к типу манипулятора, а в приложениях 3D-моделирования, где движение шарика трекбола может прямо транслироваться во вращение образа моделируемого объекта на экране, трекбол оказывается существенно удобнее мыши.

Напротив, в играх, где часто требуется сочетание быстрого перемещения указателя на большие расстояния с высокой точностью позиционирования в конкретном месте (действия в стиле «мгновенно перейти в противоположный угол экрана и там нажать на элемент управления размером в несколько пикселей»), трекбол, из-за меньшего диапазона перемещения одним движением, оказывается менее удобен. Пользователи трекболов в таких случаях применяют технику, которую можно назвать «броском шарика», когда шар резко и сильно толкается в нужном направлении и некоторое время движется по инерции, перемещая указатель на расстояние, превышающее то, которое можно получить поворотом шара без отрыва пальцев; когда указатель достаточно приближается к нужной точке, шарик останавливается и выполняется «доводка» до нужной точки. Но использование такой техники требует выработанного навыка и достаточно качественного трекбола с большой массой шарика. проблему в значительной мере решает поддержка динамической чувствительности, когда точность позиционирования тем выше, чем меньше скорость перемещения шара; некоторые трекболы имеют даже включаемый отдельной кнопкой режим повышенной точности, в котором чувствительность шарика значительно понижается.

В настоящее время трекболы достаточно редко применяются в домашних и офисных компьютерах общего назначения. На российском рынке присутствует около десятка наименований компьютерных трекболов.

Основное применение трекболы нашли во встроенных системах промышленного, военного и иного назначения. Например, они используются в аппаратах ультразвуковой диагностики, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и возможной вибрации, рекомендуются и активно используются профессионалами в работе с аудиосеквенсорами Cubase, Pro Tools, Logic, Studio One, для управления параметрами секвенсоров, макросами, виртуальными инструментами и эффектами, записью нелинейной автоматизации.

Трекболы используются в кабинах управления ракетного комплекса АСУ ЗРВ — таких как Байкал — 1. Официальное «военное» название этого устройства — шарово-кнюпельный механизм, в терминологии С-300 — шаровой орган наведения (ШОН).

Некоторые модели геймпадов, как, например, Space Orb, имеют встроенный трекбол. Трекбол используется в коммуникаторах HTC Hero и HTC Dream и некоторых моделях Blackberry.

ru.wikipedia.org

Летучие мыши — Википедия

Лету́чие мы́ши (лат. Microchiroptera) — обобщающее название для представителей отряда рукокрылых за исключением крыланов. На протяжении долгого времени летучих мышей рассматривали как подотряд, пока по кариологическим и молекулярно-генетическим данным не было показано, что эта группа сборная: представители надсемейства Rhinolophoidea более родственны крыланам, чем прочим летучим мышам. Тем не менее, в русскоязычной научной и научно-популярной литературе название продолжают использовать в прежнем значении. Фактически под это название попадают представители 6 семейств, относящихся к Rhinolophoidea, и 14 семейств, ныне объединяемых в подотряд Yangochiroptera; также летучими мышами называют представителей ископаемых семейств отряда, некоторые из которых, по-видимому, древнее, чем разделение ныне живущих групп, включая крыланов.

В целом летучие мыши отличаются от крыланов следующими признаками (хотя есть исключения):

  • нет когтя на втором пальце передних конечностей;
  • наружные уши обычно сложной формы, часто обладают развитым козелком или противокозелком, складчатым задним краем и т. д.
  • общие размеры обычно мелкие (в среднем масса тела летучих мышей 4—10 г), хотя среди насекомоядных рукокрылых есть такие, которые крупнее наиболее мелких крыланов;
  • лицевой отдел черепа укорочен;
  • глаза, как правило, небольшие и не играют ведущей (и тем более — исключительной) роли в ориентации в пространстве;
  • щечные зубы сохраняют систему бугров и гребней, утраченную у крыланов;
  • все летучие мыши обладают развитой ультразвуковой эхолокацией.

Большая часть питается насекомыми, однако крупные летучие мыши (например, гигантская вечерница) могут питаться птицами, ящерицами, лягушками, немногие — рыбой, известны летучие мыши, охотящиеся на другие виды рукокрылых. В Южной Америке существует три вида летучих мышей (вампиры), которые питаются кровью позвоночных — птиц и млекопитающих. Некоторые виды — растительноядные: они питаются, подобно крыланам, фруктами, нектаром или пыльцой (например, листоносы).

Насекомоядная летучая мышь за час охоты может съесть до 200 комаров[1].

Почти все летучие мыши (как и вообще рукокрылые) ведут ночной образ жизни, а днём спят. Из-за особого хрупкого строения костей, летучие мыши совершенно беззащитны на земле. Они не могут передвигаться на своих лапках и отталкиваться от земли, как, например, птицы. Поэтому днем летучие мыши спят вниз головой. Данное положение позволяет им начать полет непосредственно во время падения. Кроме того, летучие мыши часто устраивают себе уютные укрытия, забившись в трещины деревьев, скал или в щели в постройках. Убежищами могут служить полости в деревьях, пещеры, гроты и различные искусственные сооружения, как надземные, так и подземные. Летучие мыши способны впадать в оцепенение, сопровождающееся уменьшением скорости обмена веществ, интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений, многие способны впадать в длительную сезонную спячку (до 8 месяцев).

Благодаря умению регулировать скорость обмена веществ, многие насекомоядные летучие мыши могут долгое время обходиться без пищи, но из-за большой площади крыловых перепонок быстро теряют влагу и без свободного доступа к ней могут погибнуть от обезвоживания. В активном состоянии, как и все мелкие млекопитающие, имеют очень высокий уровень обмена, требующий, соответственно, много пищи; в среднем насекомоядная летучая мышь съедает за ночь около трети собственного веса. За одно лето колония из сотни особей поедает около 350—700 тысяч насекомых (многие из которых — вредители сельского и лесного хозяйства), крупная колония может уничтожить более 10 млн насекомых.

Ареал летучих мышей практически совпадает с ареалом отряда рукокрылых, который охватывает все континенты, кроме Антарктиды, и все климатические зоны за исключением тундры, приполярных районов, а также за исключением некоторых океанических островов.

Использование ультразвуковых сигналов[править | править код]

Для навигации в пространстве[править | править код]

Летучие мыши обнаруживают предметы, преграждающие им путь, испуская неслышимые для человека звуки и улавливая их эхо, отражённое от предметов. До открытия ультразвуковой эхолокации предполагалось, что летучие мыши обладают экстрасенсорным восприятием. Их лишали возможности использовать зрение, покрывали крылья плотным лаком, чтобы лишить возможности чувствовать воздушные потоки, и всё равно они избегали расположенных в экспериментальной камере препятствий[2].

Исследования доктора О. Хенсона, анатома Иельского университета, показали, что в момент испускания разведывательных ультразвуков мышцы в ушах летучих мышей закрывают ушные раковины для предотвращения повреждения слухового аппарата. Известным исследователем эхолокации летучих мышей являлся также зоолог Дональд Гриффин[3].

Эхолокация летучих мышей различается в разных семействах. Подковоносы излучают сигналы через нос, и эти сигналы представляют собой короткие (50—100 мс) ультразвуковые сигналы с постоянной частотой 81—82 кГц, но в конце сигнала частота резко падает на 10—14 кГц. А гладконосые летучие мыши излучают через рот существенно более короткие (2—5 мс) сигналы с частотой, которая за это время падает со 130 до 30—40 кГц[1].

Летучие мыши способны обнаружить препятствие из проволок на расстоянии от 17 метров. Дальность обнаружения зависит от диаметра проволоки. Проволока диаметром 0,4 мм будет найдена с расстояния 4 метра, а диаметром 0,08 мм — с 50 см. Длина волны типичных локационных сигналов летучей мыши — около 4 мм. Однако мышь реагирует не только на толщину, но и на длину проволоки, в результате чего при достаточной длине отрезка проволока будет обнаружена.

Для общения с сородичами[править | править код]

Во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах (что обусловлено их способностью к эхолокации). Они создают ультразвуковые волны от 40 до 100 кГц. Зов бразильского складчатогуба включает от 15 до 20 слогов. Ухаживая за самкой, каждый самец поёт свою собственную песню, хотя в целом мелодии всех песен похожи своей последовательностью, которая может быть условно подразделена на три фазы: «писк», «трель» и «зуд» (если пытаться описать их в рамках человеческого восприятия). Разница заключается в индивидуальном сочетании различных слогов, синтаксисе фраз и отдельных речевых оборотов, и порядке их построения. Самка, в свою очередь, может как ответить взаимностью, так и отказать домогательствам ухажёра. Половой диморфизм речи характеризуется более узкочастотными звуками и сложными фразами, с которыми самцы обращаются к самкам, и наоборот, самки позволяют себе широкочастотные звуки и простые однозначные ответы в общении с самцами. Общение с особями одного пола отличается от общения с особями противоположного во всех аспектах, причём, для наполнения передаваемого сообщения совершенно иной эмоциональной и смысловой нагрузкой, мыши достаточно слегка изменить порядок, частоту и тональность издаваемых звуков[4]. Сложные голосовые сообщения используются не только для ухаживаний, но также для опознавания друг друга, обозначения социального статуса, определения пространственно-территориальных границ, споров относительно распределения охотничьих угодий и добычи, при воспитании потомства и при противодействии особям, вторгшимся на чужую территорию. Социальный статус подчёркивается устным позволением или непозволением приземлиться рядом с уже приземлившейся мышью[5]. В полёте мыши используют своё ультразвуковое общение для голосового управления безопасностью воздушного движения в режиме реального времени, чтобы избежать столкновения, рядовые мыши обязаны скорректировать курс полёта и уступить дорогу более высокопоставленной в социальном плане мыши[6]. По мнению биолога Майкла Смотермана, ни одно другое млекопитающее, кроме человека, не обладает способностью общаться с помощью столь сложных голосовых последовательностей. Голосовой центр, ответственный за организацию сложных последовательностей слогов, у летучих мышей расположен несколько выше, чем у человека, и учёные пока не могут определить, где именно он находится[7].

Эхолокационные сигналы у детёнышей развиваются из призывных криков[1].

Для охоты[править | править код]

Летучие мыши, которые питаются рыбой (например, мексиканская рыбоядная мышь), патрулируют водную поверхность по ночам, излучая весьма сильные эхолокационные сигналы. Однако эти сигналы не проникают в толщу воды. Мышь не обнаружит рыбу, находящуюся под водой, но сразу же найдёт, если рыба высунет из воды хотя бы небольшую часть тела[1].

Следует отметить, что эхолокация далеко не всегда помогает летучим мышам найти пищу. Случается, что некоторым насекомым удаётся услышать писк летучих мышей ещё издали и таким образом спастись. А бабочки из семейства медведиц посылают ночным охотникам ответные сигналы, с помощью которых указывают на свою несъедобность или стремятся скрыть своё местонахождение, заглушив чужой сигнал.

Летучие мыши являются естественным резервуаром бешенства и, по данным ВОЗ, вирусов Марбург, Эбола и коронавирусов, входящих в группу особо опасных инфекций — список самых опасных для человека известных патогенных вирусов, являющихся причиной смертельных заболеваний. Имеются фактические данные о причастности летучих мышей к передаче инфекции.[8]

  1. 1 2 3 4 Морозов В. П. Занимательная биоакустика: рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. — второе. — М.: «Знание», 1987. — С. 30—36. — 208 с.
  2. Дэвид Майерс. Психология. — Мн.: «Попурри», 2006. — 848 с. — ISBN 985-483-633-9.
  3. ↑ Гриффин Д. Р. Эхо в жизни людей и животных. Пер. с англ. К. Э. Виллер. Под ред. М. А. Исаковича. — М.: Физматгиз, 1961. — 110 с.
  4. Bohn, K. M.; Schmidt-French, Barbara; Schwartz, Christine; Smotherman, Michael; Pollak, George D. Versatility and Stereotypy of Free-Tailed Bat Songs (англ.) // PLoS ONE : journal. — 2009. — Vol. 4, no. 8. — P. e6746. — doi:10.1371/journal.pone.0006746. — Bibcode: 2009PLoSO...4.6746B. — PMID 19707550.
  5. Prat, Y.; Taub, M.; Yovel, Y. Everyday bat vocalizations contain information about emitter, addressee, context, and behavior (англ.) // Scientific Reports (англ.)русск. : journal. — 2016. — 22 December (vol. 6). — P. 39419. — doi:10.1038/srep39419. — Bibcode: 2016NatSR...639419P. — PMID 28005079.
  6. ↑ Fenton, Simmons. 2015, pages 190–194.
  7. ↑ Летучие мыши переговорили всех (рус.). газета.ru. Дата обращения 7 января 2011.
  8. ↑ Информационный бюллетень ВОЗ ноябрь 2012 г. Архивная копия от 30 июля 2010 на Wayback Machine Марбургская геморрагическая лихорадка.
  • Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. — Ч. 2.— Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун-тов.— М.: Высш. школа, 1979. — 272 с., ил.
  • Мосияш С. С. Летающие ночью. — М.: Знание, 1985.

ru.wikipedia.org


Смотрите также



© 2010- GutenBlog.ru Карта сайта, XML.