Dolby atmos что это такое в кино


Как Dolby Atmos меняет современные кинотеатры / Проекторы, ТВ, мониторы, ТВ-боксы / iXBT Live

Dolby Laboratories в течение последних 50 лет остается одной из самых известных компаний, занимающихся решениями в области кинотеатрального звука и видео. Конечно же, сейчас компания много работает и над решениями в области домашних кинотеатров, и над технологиями, которые используются в мобильных устройствах и конференц-связи, но наибольшую известность ей по праву приносят новинки из области «большого кино».

 
Dolby Atmos в большом кино 


Последняя такая новинка от Dolby – технология Dolby Atmos, которую в 2012 году презентовали в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre. По мнению экспертов, Dolby Atmos становится «новой вехой в развитии кинотеатров». Эта технология представляет собой систему, в которой звуковые объекты можно точно размещать и перемещать в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя. Она оживляет происходящее на экране и создает удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.


Однако удивительно насыщенная звуковая картина, которую дает Dolby Atmos, – лишь верхушка айсберга. Эта технология меняет не только восприятие фильма аудиторией, но и то, как создается кино: развитие аудиовизуальных технологий переносит на новый уровень возможности творческого выражения для сценаристов и режиссеров.


Основное преимущество системы Dolby Atmos – объектоориентированный звук. В отличие от обычных аудиосистем, в которых звуки смешиваются вместе, Dolby Atmos может независимо воспроизводить до 128 одновременных звуков, создавая наилучший эффект погружения при просмотре фильмов.


В итоге аудиоинженеры, занятые на проекте, получают возможность работать со звуками как с отдельными объектами. Ими могут стать и плач ребенка, и гудок автомобиля. Звукорежиссер определяет, где находится источник звука по отношению к зрителю, как он перемещается, и создает 3D-карту звукового пространства. В итоге вертолет на экране действительно пролетит «прямо над головой» у зрителя, а тихий шепот может доноситься из-за спины.


Однако не все звуки в фильме можно и нужно представлять в формате аудиообъектов. Например, с фоновой музыкой или второстепенными шумами работать в такой системе сложно и вряд ли оправданно. Поэтому Dolby позволяет работать и с обычными звуковыми каналами, не требующими пространственного кодирования, что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину звучания. Фактически, аудиообъекты встраиваются в стандартную звуковую картину, добавляя акценты и реалистичность.


Все это, разумеется, меняет подходы к созданию фильмов: с момента презентации Dolby Atmos этой технологией заинтересовались все ведущие киностудии США. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи».


За все время существования технологию Dolby Atmos уже успели применить в своей работе 15 кинорежиссеров, получивших «Оскар», и 28 звукорежиссеров, также отмеченных высшей наградой Американской киноакадемии (всего в формате Dolby Atmos анонсировано более 465 фильмов). В этом году из лент, снимавшихся с использованием Dolby Atmos, в прокат выходят, в частности, «Алиса в Зазеркалье» и «Фантастические твари и где они обитают» (полный список фильмов, поддерживающих технологию Dolby Atmos, доступен здесь).

 
Что значит «кинотеатр, оснащенный Dolby Atmos»


Однако для того, чтобы ощутить все прелести нового формата, работы режиссера и команды звуковиков в процессе создания фильма недостаточно – звук надо правильно воспроизвести в кинотеатре. Для того, чтобы показывать кино по технологии Dolby Atmos, кинотеатр должен получить у специалистов Dolby соответствующий сертификат. Если речь идет о строящемся здании кинотеатра, то Dolby консультирует партнеров по оборудованию кинозалов уже на этапе разработки проекта.


По завершении строительства инженер Dolby выезжает на место и проверяет конфигурацию и аппаратуру, каждый усилитель, громкоговоритель и так далее на соответствие техническим характеристикам, необходимым для воспроизведения звука в формате Dolby Atmos.


Если кинотеатр не новый, то все доработки и изменения в техническое оснащение залов также контролируются специалистами из Dolby. Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимых для корректного воспроизведения формата. Общие требования к устройству кинозалов в Dolby выпустили отдельным документом.


Приемкой обновленного после переоборудования зала также занимаются представители Dolby, которые выезжают на место, делают необходимые замеры, тщательно проверяют всю аппаратуру вплоть до каждого громкоговорителя и усилителя: у представителей компании имеется специальная измерительная система, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя.


Если вся акустика одобрена, настройка зала запоминается в аудиопроцессоре: фиксируется информация о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Аудиопроцессор настраивается под каждый зал индивидуально, и выдается протокол настройки, своеобразный технический паспорт зала. Данный документ остается в архиве Dolby.


Весь процесс проверки по времени занимает около шести часов, если тест оборудования прошел успешно. Именно эта официальная процедура, действующая по всему миру, позволяет компании Dolby быть уверенной в высоком качестве звука Dolby Atmos в каждом конкретном зале.


Хотя в 2012 году, когда система только появилась, количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 по всему миру, в 2013 году их число увеличилось до 300 и продолжает расти по сей день. Сейчас технологию поддерживают более 1800 кинозалов в 60 странах мира и более 130 звукозаписывающих студий. Кинотеатры, оснащенные системой Dolby Atmos, есть и в России – их полный список можно посмотреть на карте Dolby.


Один из них – кинотеатр «Москва» в самом центре столицы. Он в плане оснащенности технологией Dolby Atmos превосходит все отечественные и зарубежные киноцентры – в нем по этой технологии оборудованы целых 10 залов из 17.

 

Холл кинотеатра «Москва»
Как устроены кинозалы Dolby Atmos

В залах Dolby Atmos ряд громкоговорителей на стенах продлен до экрана, в то время как в других залах (формата Dolby 5.1) динамики устанавливаются от первого ряда кресел. Фронтальные сабвуферы группируются в единый массив нужной мощности, который немного смещается в сторону от оси симметрии – это позволяет снизить вероятность возникновения стоячих волн. Что касается динамиков окружения, расположенных вдоль стен, то они должны быть подключены к индивидуальному каналу усиления, настроенному в соответствии с параметрами максимальной шумовой мощности, указанной производителем аудиоаппаратуры.

Боковые аудиосистемы располагаются по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие. Наклон динамиков при этом должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала. Большинство динамиков окружения неспособно производить мощные низкие частоты, потому в конец кинозала добавляются два дополнительных сабвуфера.


Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном.


Итоговая конфигурация позволяет распределить звуковые объекты по всему залу, включая область над головами зрителей, что создает глубокое и насыщенное объемное звучание. Каждый громкоговоритель – за экраном, на стене, на потолке – это независимый канал звука, число которых может доходить до 64. На практике это означает, что звук поступает со всех сторон (даже сверху!).


Как мы помним, Dolby Atmos позволяет оперировать понятием «аудиообъект» и задавать конкретные источники звуков, их положение в пространстве и траекторию движения. Поэтому в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации об их пространственно-временных координатах.


Эта информация попадает в аудиопроцессор, который точно знает, где расположены акустические системы (за это отвечают сотрудники Dolby, сертифицирующие кинозал), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить. Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами, а вот аудиообъекты обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала. Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.


По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков». И тем не менее, звук, особенно в кинотеатрах, оснащенных по технологии Dolby Atmos, не является «главным героем» кинофильма – вы просто полностью погружаетесь в происходящее на экране, не отвлекаясь уже ни на телефон, ни на попкорн.

 

 

www.ixbt.com

Технология Dolby Atmos в сети кинотеатров Синема парк и Формула Кино

Звуковые эффекты в новой плоскости

Dolby Atmos выводит звуковые эффекты в новую плоскость, позволяя зрителем ощутить не только направление, но и вертикальную позицию источника звука. Таким образом, шум дождя действительно доносится с потолка, а от приближающегося поезда дрожит пол.
Теперь звук может появляться из любой точки кинозала, создавая максимально реалистичную картину происходящего. Будь то боевик, фантастика или мелодрама – приготовьтесь, вас ждет кино, каким вы его еще никогда не слышали!

Уникальная аудио дорожка для каждого кинотеатра

Dolby Atmos является новейшей разработкой в области воспроизведения звука, основанной на том, что звуковая дорожка фильма не монтируется на студии «раз и навсегда», но формируется для каждого кинотеатра в отдельности установленным в нем мощным процессорным блоком – разумеется, с учетом акустических особенностей конкретно взятого зала и с максимальным использованием установленных в нем акустических систем.
Залы объединенной сети  «Формула Кино» и «Кронверк Синема» стали первой российской инсталляцией Dolby Atmos в дополнение к уже работающим 77 залам по всему миру и 10 студиям пост-продакшн.

На данный момент полностью оборудованные залы функционируют в трех кинотеатрах Москвы: «Формула Кино Сити», «Формула Кино Европа» и «Формула Кино на Мичуринском» и в трех кинотеатрах Санкт-Петербурга: «Кронверк Синема Сити Молл", "Формула Кино Балканский" и "Формула Кино Заневский Каскад". 

Лучшие фильмы в формате Dolby Atmos

Dolby, много лет работающие в тандеме с ведущими голливудскими студиями, уже заручились их поддержкой и получили подтверждение о начале использования новых возможностей аудио для решения своих творческих задач.
Первой лентой с поддержкой Dolby Atmos стал диснеевский 3D-мультфильм «Храбрая сердцем». А после долгожданного анонса сотрудничества Dolby Laboratories и продюсерской студии Питера Джексона Park Road Post Production главная премьера 2013 года фильм «Хоббит: Неожиданное Путешествие» вышла в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обрела еще более реалистичный звуковой ряд, погрузив зрителей в мир Средиземья. 

Теперь практически каждый крупный релиз, созданный в Голливуде, можно смотреть и слышать по-новому, благодаря Dolby Atmos.

kinoteatr.ru

посмотрели кино в формате Dolby Atmos

Уже были в кинотеатре «Калевала» на «Звездных войнах»? Если да, срочно делитесь эмоциями от фильма и нового формата звука. Если нет, обязательно сходите! Мы заглянули на премьеру, а затем на презентацию звуковой системы Dolby Atmos и готовы доложить о впечатлениях и о том, какие еще фильмы выйдут в ближайшее время в этом формате.

Во время просмотра и прослушивания демонстрационных роликов о возможностях системы Dolby Atmos взрослые зрители сворачивали шеи, как дети. Казалось, что гитарист поет песню и обходит весь зал кругом, баскетбольные мячи отлетают от всех стен, а стрекозы пролетают прямо над головой – вот-вот заденут макушку! И для этих ощущений не нужно ни очков, ни наушников. Воистину возможность заново пережить детские впечатления от похода в кино, когда все, что происходит в зале, казалось волшебной сказкой. А фильмы были живыми и настоящими. Кстати, ролики обещают показывать перед просмотром фильмов в Dolby Atmos, так что вы тоже сможете их увидеть.

А из фильмов в этом формате доступна, пожалуй, самая ожидаемая премьера года – «Звездные войны: Пробуждение силы». Взрослые фанаты саги, чувствуя себя уже тысячелетними пассажирами «Тысячелетнего сокола», покоряют космос, как в первый раз. И даже при том, что не все на выходе отзываются об этом эпизоде хорошо, звук покоряет на 100%. И на следующие картины в Dolby Atmos точно будет очередь. Хочется увидеть, на что он способен в самых разных жанрах. В зале кинотеатра «Калевала» 45 колонок. Четкий расчет исходя из размеров помещения, а этот зал – самый крупный в городе. Для петрозаводских любителей кино – событие десятилетия, ведь кинотеатров с такими возможностями по стране всего 85!

О технической стороне дела можно говорить долго, но главное – результат завораживает. До мурашек! Настоящее искусство – изображение можно услышать до мельчайших деталей. Это круче, чем 3D-картинка, а вкупе с ней получается и вовсе космический эффект.

Отрывок из оскароносного фильма «Гравитация» (его тоже показали среди демо-роликов) этот космический эффект подтверждает с головой. Премия «Оскар», кстати, именно за звук. От знакомого с детства зала, с которым вместе было столько киновпечатлений, пережито еще одно. Наверное, сильнейшее. И уж точно самое сильное за все последнее время.

Пока фильмов в Dolby Atmos не так много, но кинокомпании скоро это поправят – революционный формат звука завоевывает мир. И больше всего интересно, выпустят ли в России такие картины? В формате Dolby Atmos появятся концерты – вот уж точно будет ощущение, что вживую услышал любимых музыкантов. А с 24 декабря на экраны выйдет мультфильм «Снупи и мелочь пузатая» (да-да, о том самом щенке), а затем – многообещающая драма с Леонардо ДиКаприо «Выживший». Дальше – новая часть «Кунг-фу Панды» уже в новом 2016-м. Так что планов – громадье!

Хотим ваших впечатлений! А все подробности о сеансах в Dolby Atmos в Петрозаводске ищите здесь.

gubdaily.ru

Dolby Atmos 3D что это такое в кинотеатре?

Объемный звук изобретен давно. Казалось бы, ничего нового уже добавить нельзя. Технология иммерсивного (погружающего) звука Dolby Atmos доказала обратное, став самой уникальной из всех разработок данной сферы.

Технология Dolby Atmos в зрительном зале кинотеатра

Создается максимально реалистичная атмосфера — зритель окунается в естественный звук, наполненный всеми возможными голосовыми оттенками. Эффект усиливается сферическим воспроизведением — для этого используются специальные потолочные громкоговорители.


Первыми в выигрыше от уникальной разработки оказались кинотеатры — новый формат аудио восприятия пленил зрителей, вызвав бурю эмоций, море удовольствия и буквально космический эффект.

Что общего имеет Dolby Atmos с 3D?

Почему эти две технологи употребляются вместе? Начало известности системы приходится на 2012 год. Преимущества технологии очень быстро увидели создатели фильмов, киностудии, кинотеатры.

Именно с ее помощью появился новый стандарт звука, включающий:

  • 3D — изображение в стереоскопической величине;
  • Dolby Atmos — новый формат трехмерного звука.

Благодаря такому тандему все ранее существовавшие рамки, мешающие естественному восприятию звука были разрушены.

Находиться в эпицентре действия, разворачивающегося в фильме это круто

Технология, впервые представленная в кинотеатре Голливуда обладает рядом уникальных достоинств, о которых большое кино раньше могло только мечтать:

  1. Звуковые эффекты не только размещаются, но и передвигаются в трехмерном пространстве.
  2. Задействована область над головами зрителей — благодаря этому происходит абсолютное погружение.
  3. Восприятие фильма выходит на совершенно новый уровень — система способна одновременно, причем, совершенно независимо, воспроизводить около 128 звуков.

Dolby Atmos шаг к созданию более качественного кино

Чем шире возможности у создателей кинолент, тем высшую оценку зрителей они получают.

Аудиовизуальные технологии позволяют создавать звук, ориентированный на каждый отдельный объект. В итоге получается такая уникальная картина:

  1. Источник голоса (птица, машина, мотоцикл, вертолет и пр.) по отношению к зрителю определяется звукорежиссером.
  2. Далее создается 3D-карта звукового поля.
  3. Результат — боинг проносится как будто над головой зрителя.

То же касается и других движений — человек может услышать шорох листьев, шум капель дождя, бег мыши, приближающиеся издалека шаги и другие самые тонкие звуки.

Главная особенность системы Dolby Atmos — звук, ориентированный на конкретный объект. Соответственно, создание фильмов также видится по-другому, аудио-картина обогащается акцентами, усиливающими реалистичность и естественность.

Благодаря Dolby Atmos зритель оказывается в самом центре событий

Dolby Atmos 3D — что это значит в кинотеатре?

Если вы попали в кинотеатр, где будет демонстрироваться фильм по технологии Dolby Atmos 3D, то это значит, что в течение всего просмотра вы будете находиться в эпицентре событий, происходящих на экране.

Согласно технологии, звукорежиссер закладывает в картинку звук так, чтобы зритель прочувствовал все до мельчайших подробностей.

Реализовать Dolby Atmos может только тот кинотеатр, который построен или модернизирован согласно требованиям современного звукового стандарта:

  1. Количество каналов, определяемое площадью и высотой зрительного зала.
  2. Два ряда потолочных динамиков, способных создать панорамный звук.
  3. Аудио-процессоры от Dolby, настраиваемые инженерами Dolby индивидуально под каждый зал.

Заключение

Все сказанное выше значит, что если вы хотите по-настоящему ощутить достоинства технологии объемного звука, то прежде чем покупать билет в кинотеатр поинтересуйтесь, кто устанавливал систему в данном кинотеатре. Если сам разработчик, то качество гарантировано.

990x.top

Что такое Dolby Atmos?

Следующий шаг в развитии звука для кинотеатров

Dolby Atmos создает мощный и подвижный звук, привнося в кинотеатральный звук два важных звуковых элемента: звуковые объекты и акустические системы над головой.

Анонсированный в 2012-м году Dolby Atmos, быстро стал де-факто стандартом для следующего поколения звука в кино, так как ведущие режиссеры, киностудии и кинотеатры делают выбор в пользу этого решения. Так как именно Dolby Atmos реализует возможности за пределами всего доступного на сегодняшний день, снимая ограничения для создания погружающего и очень реалистичного звука, которого невозможно было достичь в более ранних технологиях.

Dolby Atmos создал новые функции и инструменты, улучшающие сведение, распространения и показа фильмов. Dolby Atmos делает гибкими и мощными динамические звуковые эффекты, а также представляет возможность располагать звуки прямо над зрителями. Это позволят размещать отдельные звуки внутри общей звуковой сцены, независимо от конфигурации воспроизводящих динамиков. Теперь звук может появляться из любой точки кинозала, создавая глубокую и реалистичную картину происходящего.

Новейший кинотеатральный процессор Dolby Atmos, позволяющий одновременно обрабатывать до 128 отдельных звуковых объектов, каждый из которых может быть расположен в любом месте трехмерного пространства зала, адаптирует звук под конкретный зал, где он воспроизводится, учитывая все его особенности. И нарисовавший в студии звуковую карту режиссер, может быть уверен, что все его идеи будут воспроизведены в кинотеатре так, как они были задуманы.

Система воспроизведения Dolby Atmos была разработана для бесперебойной интеграции с существующими кинотеатральными цифровыми системами и контентом. Кинотеатральный процессор Dolby Atmos является, как для декодера Dolby Atmos, так и многоканальным звуковым процессором для всего кинозала. Чтобы выполнить эти две функции, как для Dolby Atmos, так и для традиционного киноматериала, процессор обнаруживает и плавно переключается между Dolby Atmos и традиционным звуком. Для обеспечения плавного переключения, процессор воспроизведения ищет сигнал синхронизации, всторенный в основной звуковой сигнал DCP. Если этот сигнал обнаружен, данные Dolby Atmos присутствуют и синхронность обеспечена, процессор будет воспроизводить Dolby Atmos. Если сигнал синхронизации отсутствует, то система переключится на воспроизведение обычного звука. Этот метод позволяет системе автоматически переключаться на обычный звук без вмешательства человека. Поскольку изображение, основной звук и звук Dolby Atmos требуют синхронизации еще до начала их воспроизведения, использования такого метода гарантирует синхронность воспроизведения всех трех элементов.

Трек Dolby Atmos размещается в виде отдельного MXF фала внутри DCP пакета. Этот трек храниться в DCP независимо от основного аудиотрека, чтобы обеспечить совместимость со всеми системами воспроизведения. Файл Dolby Atmos содержит покадровые элементы, где каждый элемент кадра совпадает с кадром изображения. Каждый кадр содержит всю необходимую информацию о звуке и метаданных, чтобы создать один звуковой кадр.

С Dolby Atmos зрители могут наслаждаться совершенно новым, окутывающим звуком, который наиболее широко раскрывает истории, рассказываемые на экране.

timeline.ru

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I. Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома


Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома


Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.

Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.

На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.

Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.

В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.

Федор Обловацкий по материалам «Долби Си-Ай-Эс»

Продолжение ЗДЕСЬ

Редакция Hi-Fi.ru

www.hi-fi.ru

Будущее кинотеатров / Аудиомания corporate blog / Habr

Фото Ernesto Andrade CC BY

Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов. С каждым годом они становятся все более реалистичными, и то, что мы слышим сейчас в кино – это результат кропотливой работы многих людей на протяжении века.

Однако с распространением Интернета и появлением таких сервисов, как Netflix, популярность кинотеатров начала постепенно снижаться. В попытке поддержать этот вид бизнеса были реализованы несколько новых технологий. Наряду с IMAX, предлагающей качественную 3D-картинку, также появились интересные решения в сфере звука.

По мнению экспертов, новой вехой в развитии кинематографа станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Хотя в 2012 году количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 штук по всему миру, в 2013 году их количество увеличилось до 300 и продолжило расти.

Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи». О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Бретт Крокетт (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos – это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Плач ребенка, звук вертолета, гудок автомобиля – все это аудиообъекты».

Звукорежиссер, используя Dolby Atmos, решает, где именно находится источник звука (иными словами, составляют 3D-карту звукового пространства), и определяет, по какой траектории он перемещается. Получается, что можно выбрать из какого динамика будет поступать звук. Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.

Таким образом, в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации о пространственно-временных координатах. Эта информация попадает в звуковой процессор, который точно знает, где расположены акустические системы (установленные и откалиброванные в процессе монтажа кинозала), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить.

Крошечная белая линия на вершине куба представляет летающей вертолет в 3D-пространстве. Точки слева представляют собой динамики. Сабвуфер и два левых верхних динамика в этот момент активны.

Помимо аудиообъектов Dolby позволяет работать с обычными звуковыми каналами (Beds), не требующими пространственного кодирования (шум окружения, музыка), что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину.

Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby.

Вообще Dolby держит все проекты под непосредственным контролем. Кинозалы утверждаются специалистами Dolby, которые выезжают на место, замеряют и принимают зал. При этом происходит проверка конфигурации и аппаратуры – каждого громкоговорителя и усилителя.

У представителей компании имеется специальная измерительная система, состоящая из 8 микрофонов, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя. Если вся акустика одобрена, то начинается процесс группировки в массивы 5.1, 7.1 и 9.1. После этого настройка зала запоминается в процессоре, заполняется протокол настройки. Другими словами, чтобы присвоить залу статус Dolby Atmos, компания проверяет все характеристики.

При настройке процессора вносятся данные о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, все характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Зал описывается для процессора так, чтобы исключить возможности ошибок (видео).

Dolby Atmos позволяет работать со 128 звуковыми дорожками, которые обрабатываются в зависимости от их типа. Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами. Что касается аудиообъектов, то они обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала. Всего процессор Dolby позволяет выводить звук на 64 громкоговорителя одновременно.

Аудиооборудование и залы в различных кинотеатрах могут разительно отличаться по размерам и форме, поэтому, чтобы звук доставлял максимальное удовольствие, разработчики подготовили требования по размещению акустических систем.

Чтобы звуковые переходы были максимально гладкими, компания рекомендует установить за экраном две дополнительные акустические системы (отмечены зеленым на схеме расположения звукового оборудования) – это особенно важно для кинозалов, ширина экрана в которых превышает 12 метров. Также все «экранные» рупоры должны быть развернуты в одну определенную точку, расположенную где-то в зале, чтобы охватить все зрительские места.

Фронтальные сабвуферы группируются в единый массив нужной мощности, который немного смещается в сторону от оси симметрии – это позволяет снизить вероятность возникновения стоячих волн.

Что касается динамиков окружения, расположенных вдоль стен, то они должны быть подключены к индивидуальному каналу усиления, настроенному в соответствии с параметрами максимальной шумовой мощности, указанной производителем аудиоаппаратуры.

Боковые аудиосистемы должны располагаться по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие, и формировать прямую линию, как показано на рисунке ниже. Наклон динамиков должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала.

Большинство динамиков окружения не способны производить мощные низкие частоты, потому в задней части аудитории следует добавить два дополнительных сабвуфера.

Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном. Опять же, динамики в передней и задней части аудитории должны быть развернуты в направлении общей точки.

По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков» – это позволяет ему полностью погрузиться в происходящее на экране.

Руй Соарес (Rui Soares) и Дипанкар Гровер (Dipankar Grover) говорят, что технология дарит потрясающие впечатления и отличить систему Atmos от других систем легче легкого. «Dolby Atmos может перенести вас прямо в гущу событий, происходящих на экране», – восклицает Гровер.

Однако подарить такие магические впечатления система может только при должной настройке оборудования и выставлении правильных уровней звука. В ином случае технология превращается в очередной способ «обработки» зрителя громким звуком, просто с еще большего числа направлений.

Звук – интересная штука. Он невероятно важен для восприятия фильма, однако, когда все сделано правильно, вы его даже не замечаете. Однако если вы все же обратите на него внимание, то откроете для себя много интересного. Звук – это главное оружие кинотеатров, которое требует к себе столько же внимания, сколько картинка фильма, а технология Dolby Atmos обладает в этой сфере огромным потенциалом.

P.S. Больше материалов по теме аудиотехники – в нашем блоге "Мир Hi-Fi".

habr.com

интервью с генеральным директором и инженером по кинотехнологиям Dolby в России и СНГ / Habr

В 2012 году на экранах был показан первый фильм со звуком Dolby Atmos — «Храбрая сердцем» студии Disney. После появления объёмного звука Dolby 7.1 можно было предположить, что далее начнётся добавление новых каналов, но Dolby пошла по другому пути: Dolby Atmos хранит звук в виде виртуальных источников или звуковых объектов, которых может быть до 128. Для каждого объекта заданы его координаты в трёхмерном пространстве.

Подробнее о работе новой системы специально для Geektimes рассказали Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ, и его коллега Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям.

В комментариях задавайте вопросы. Мы свяжемся с представителями компании и подготовим ответы.



Краткий экскурс в историю звукового кино

К моменту появления кинематографа существовал фонограф, а в 1884 году Томас Эдисон предпринял первые попытки объединить эти технологии. В 1900 году Леон Гомон синхронизировал аппарат Люмьера с фонографом, но синхронизация не была достаточно точной. Первый коммерчески успешный звуковой фильм появился спустя почти три десятилетия — это был «Певец джаза» 1927 года производства Warner Brothers.

В СССР первым художественным звуковым фильмом стала картина «Путёвка в жизнь» 1931 года. В 1932 году фильм получил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, а затем был показан в 107 странах мира. Фильм принёс международную известность советскому кинематографу, его купили 26 стран. Годом ранее Юлий Райзман снял немой фильм «Земля жаждет», но в 1931 году его озвучили музыкой и шумами.

До 1941 года использовалась только одна звуковая дорожка — не было появления звука справа или слева. Эту проблему решили специально для фильма «Фантазия» студии Disney в 1941 году: звукорежиссёры записали на киноплёнку три канала звука — два фронта и центр. Для воспроизведения звука в кинотеатрах к проекторам добавили магнитофонные головки, а на плёнку стали писать звук.

В 1970-е годы на кинематографическую сцену вышла компания Dolby. Первым фильмом, где использовалась технология шумоподавления Dolby A, стала картина Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».

В 1974 году Dolby представила формат Dolby Stereo. Он используется и сейчас. Его популярность обусловлена в том числе и первым фильмом — одним из самых нашумевших произведений кинематографа: это были «Звёздные войны» Джорджа Лукаса.

Dolby разработала системы 5.1. Первым снятым в этом формате фильмом стал «Апокалипсис сегодня» 1979 года.

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 году — с ним был показан фильм «Бэтмен возвращается». Фонограмма этого формата содержит шесть независимых каналов объёмного цифрового звука.

В 1993 году Стивен Спилберг инвестирует в формат DTS — Digital Theatre Systems, который использует для «Парка Юрского периода». Аудиодорожка в кинотеатре играет синхронно с видео, но с отдельного цифрового носителя.

Для фильма «Звёздные войны: призрачная угроза» 1999 года был впервые использован формат Dolby Surround EX. Формат даёт возможность воспроизводить звук в формате 6.1 (к двум боковым каналам добавляется один тыловой).

В 2010 году с переходом на полностью цифровой кинопоказ появляется формат Dolby Surround 7.1, где используется 2 независимых тыловых канала. Первый фильм — «История Игрушек 3» компаний Disney и Pixar.

На данный момент самый продвинутый формат звука для кинотеатров — Dolby Atmos. Этот формат даёт возможность услышать не только горизонтальное направление звука, но и вертикальное, и позволяет звукорежиссёрам работать одновременно с 128 звуковыми объектами, задавая не только их направление, но и занимаемый объём. Подробнее о системе специально для читателей Geektimes рассказали Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ, и его коллега Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям.


Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ


Алексей Прохорчук, инженер по кинотехнологиям Dolby в России и СНГ

Интервью с представителями Dolby в России и СНГ

Как осуществляется калибровка зала под Dolby Atmos? Как это делается для домашнего кинотеатра?

Алексей Прохорчук: В современном коммерческом кинопрокате используется формат DCP (Digital Cinema Package), разработанный организацией DCI (Digital Cinema Initiative), в которую входят все крупнейшие голливудские студии. Данный формат стандарта SMPTE способен нести в себе 16 каналов звука в формате AES. Для основной фонограммы в формате 5.1 из них используются 6. Остальные служат для передачи дополнительных сигналов, таких как аудиокомментарий для слабовидящих, инструкции для работы подвижных кресел и т.д., в том числе там хранится синхросигнал для кинопроцессора Dolby CP850, который воспроизводит звук в формате Dolby Atmos. Вся же звуковая информация хранится в отдельной области данных.

Dolby Atmos использует принцип объектно-ориентированного звука, то есть звук хранится в виде объектов – звуковых файлов, сопровождаемых служебными данными об их перемещении в трехмерном пространстве, в некоем виртуальном объёме – кубе с системой координат. Принцип системы основан на том, что этот куб может быть растянут до любых размеров зала независимо от пропорций. Таким образом, вне зависимости от размера помещения, панорамирование звуковых объектов будет воспроизведено в точности так, как это задумал звукорежиссер.

Для этого необходимо иметь рендерер объектно-ориентированного звука и звуковую систему, которая обеспечит нужное покрытие зала. Рендерер находится в кинопроцессоре CP850. Получая из DCP синхросигнал он знает, что в пакете есть звук в формате Dolby Atmos, и, используя звуковые данные Atmos, «собирает» фонограмму, исходя из данных о конкретном кинозале. Всего система поддерживает одновременный рендеринг до 128-ми объектов (поток порядка 150 мегабит) используя до 64-х физических выходов.


Кинопроцессор Dolby CP850 (сверху) и сервер Dolby DSS200


Кинопроцессоры Dolby предыдущих поколений (это телевизионное оборудование, к кино отношения не имеет)

Для каждого кинозала создается свой проект, в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимоые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby.

При настройке процессора вносятся данные о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, все характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Каждый динамик в зале имеет индивидуальный канал усиления. Зал описывается для процессора так, чтобы исключить возможности ошибок. Потом идет процесс автоматической эквализации с использованием утилиты Dolby Atmos Designer: с помощью свип-теста для настройки, снимаемого 8-ю микрофонами, система в автоматическом режиме отбирает корректирующую огибающую для каждого динамика и для каждой группы динамиков для воспроизведения обычных форматов. Весь процесс происходит под контролем инженеров Dolby, которые при необходимости могут внести коррективы вручную.

Что касается домашнего варианта Dolby Atmos — такой сложной системы нет. Максимальное количество физических выходных каналов 35, но в реальности, это чаще всего 7.1.2 с двумя потолочными, или 7.1.4 с четырьмя. Настройка немногим отличается от существующих систем. Так как все АВ-ресиверы с Dolby Atmos выпущены по лицензии Dolby, переживать за качество не стоит.

Что будет, если свести Dolby Atmos в обычное стерео? В наушники?

Алексей Прохорчук: Звукорежиссёр, работая на киностудии, может автоматически делать downmix до 5.1 и 7.1 7.1 (те самые, которые потом будут в DCP в формате AES). Если с дорожкой Dolby Atmos что-то случится, процессор автоматически будет воспроизводить обычный формат.

В домашней среде Dolby Atmos поддерживается кодеками Dolby Digital Plus и Dolby True HD. Они позволяют на конечных устройствах делать Downmix до 5.1 или в любой другой формат, хоть в моно, хоть в стерео. То есть Dolby Atmos Home Theater фонограмма может быть воспроизведена на любой системе, в том числе не имеющей колонок окружения.

Существует так же система Dolby Atmos Mobile, которая позволяет воспроизводить трехмерный звук в наушниках, используя приемы психоакустики. В Lenovo A7000, например, есть рендерер звуковых объектов.

Однако сама концепция передачи зуковых объектов в домашних форматах другая: в кинотеатральном Dolby Atmos на звук идут порядка 150 мегабит/сек, что в домашних условиях невозможно, поэтому используется технология пространственного кодирования (Joint-Object Coding). Все объекты лежат не отдельно, а сгруппированы в 16 кластеров и сведены в 5.1 даунмикс, а к кадру DD+ добавляется расширение с метаданными, в которых содержатся инструкции для извлечения их из даунмикса и панорамирования в 3D-пространстве. Это позволяет сжать звук до 484 килобит/сек, что приемлемо для распространения через интернет или цифровое ТВ.

Таким образом, если АВ-ресивер поддерживает Dolby Atmos, то он воссоздаст трехмерный звук, используя метаданные пространственного кодирования, а если техника не поддерживает, то проигнорирует расширение и воспроизведет 5.1.


Lenovo A7000 — первый смартфон, поддерживающий Dolby Atmos. Скоро в России появится Lenovo Phab Plus с поддержкой Dolby Atmos

Сколько кинотеатров сейчас показывают фильмы в Dolby Atmos?

Алексей Угринович: Всего в регионе есть более 70 залов с Dolby Atmos. В кинотеатре Москва в ТЦ Модный сезон — 10 залов, это один из крупнейших в мире. Всего в столице — 14 кинотеатров с залами Dolby Atmos. В Казахстане — 7 залов, в Беларуси и Армении — по 2. Недавно в Екатеринбурге открыли зал в Президентском центре Бориса Ельцина.


В московском офисе Dolby висит карта, на которой фишками отмечены кинозалы в Dolby Atmos

Какая информация хранится в метаданных звуковых объектов, кроме положения в пространстве? Реверберация и эхо сведены заранее или тоже просчитываются в реальном времени с учётом акустики помещения?

Алексей Прохорчук: Эхо сведено заранее. Голливудские студии ревностно относятся к контенту, поэтому звукорежиссеры не будут доверять автоматике просчитывать реверберации и подобные истории, всё уже есть в звуковых файлах.
Все домашние системы Dolby Atmos имеют обновленный Dolby Surround UpMixer — он позволяет на домашних кинотеатрах с Dolby Atmos проигрывать старый контент с использованием потолочной акустики, однако в оригинальный микс он не вмешивается.

В стандарте Dolby Atmos большое внимание уделяется потолочным спикерам. А если звук должен идти снизу? Помогают ли в этом случае потолочные спикеры? Если, допустим, мыши бегают и пищат?

Алексей Прохорчук: Существуют звукорежиссерские техники, которые делают звук ниже в плане источника. Однако, чисто технически, ответ прост: если звук должен идти снизу — потолочные динамики не играют.

Процесс подготовки звуковой дорожки к фильму в стандарте атмос стал более или менее трудоёмким для звукорежиссера по сравнению с более старыми форматами?

Алексей Прохорчук: Dolby Atmos — это настоящая игрушка для звукорежиссеров, высоко оцененная голливудским звуковым сообществом. Есть специальные 3D панораматоры в виде плагинов для Pro Tools или физического блока в консолях – работать просто и удобно. Кроме того, появляются более широкие возможности для сведения музыки и использования окружения.

В чем проблема обычных кинотеатров: боковые и задние колонки в 5.1 системах имеют ограниченную частотную характеристику – во многом из-за размера. В Dolby Atmos в зале устанавливаются от двух сабвуферов и более (в зависимости от размера), которые обеспечивают басовую поддержку каналам окружения — теперь туда можно спанорамировать взрывы, музыку, диалоги. Звукорежиссёры сами говорят, что им нравится работать с Dolby Atmos.

Что я слышал лично: говорят, что просто нужен опыт. Система даёт больше возможностей для работы со звуком. За счет высокой детализации системы теперь при монтаже можно использовать больше звуков, сделать более высокую детализацию звуковой картины. Не знаю, насколько всё это сложнее. Это требует некой перестройки. Но что требует больше времени — сказать, наверное, нельзя. Фильм фильму рознь, но если человек понимает, что делает, то с этой системой он будет больше доволен.

Портит ли дубляж запись?

Алексей Угринович: Это философский вопрос. Мы обсуждаем его с представителями киностудий и кинотеатров. Любое искажение оригинальной фонограммы вряд ли идет на пользу фильму. Это некая итерация, которая происходит после создания завершенного художественного произведения, в котором актёров подбирают не только по картинке, но и по голосу. Какие-то потери при дубляже случаются. Тут вопрос в том, насколько профессионально сделан дубляж, насколько профессионалы при дубляже погружают зрителя в атмосферу фильма.

Я бы сказал, что, безусловно, внесение каких-то изменений в речь изменяет и сам фильм. Но на этот процесс повлиять, я боюсь, никак невозможно. В разных странах даже тембр голоса отличается, используются обороты речи.

Мне один русский американец рассказывал о фильме «Неудержимые», что он разительно отличался в дублированном варианте и в оригинале.

Алексей Прохорчук: Не все дубляжи делаются в России. Для «Звездных войн», которые выйдут в Dolby Atmos, звуковую дорожку подготовят в Лондоне. В России запишут голоса — и отправят в Лондон сводить окончательный вариант. Если дубляж происходит в России, то специалисты получают мастер музыки и шумов — всё, кроме голосов, а звукорежиссер пишет голос поверх.

В России традиционно делают голос громче. У нас речи отдается предпочтение. Так мы привыкли смотреть кино. Вряд ли если мы переключимся и начнем делать в другом ключе, будет хорошо. Добавление голоса приводит к разнице — она всегда будет.

Какие российские фильмы были сняты в Dolby Atmos?

Алексей Прохорчук: Первый российский фильм в Dolby Atmos сняли в мае 2013 года, но в прокат не вышел по опеределенным причинам. В Dolby Atmos сняли «Призрак», фильм имел наибольший успех из всех, что сняли в этом формате. Затем вышел казахский фильм «Жат», в переводе на русский — «Чужой». Фильм «А зори здесь тихие» для проката в Китае вышел в Atmos. Китай заказал, и пришлось делать. В августе 2015 вышел анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы».

Алексей Угринович: В 2016 будут еще фильмы. Не будем опережать события и говорить наименования. Но часто производители хотят, а потом не получается: потому что сведение звука — последний этап. И на него просто не хватает времени. Мы общаемся с креативным сообществом и просим их предусматривать Dolby Atmos. Для фильмов это дополнительная фишка, которая подразумевает и время, и деньги. Сейчас многие фильмы уже предусматривают Dolby Atmos.

Алексей Прохорчук: У нас есть 5 сертифицированных студий в России, которые могут делать контент в Dolby Atmos.

Алексей Угринович: В Москве это Central Partnership Production, Cinelab Sound Mix и ,Central Sound (студия Дэвида Шуфутинского). В Питере — Neva Film и MIDI Cinema (Мельница).

Зачем Dolby купила в 2014 году компанию Doremi, что дало это приобретение?

Алексей Угринович: У Dolby и Doremi Labs были взаимодополняющие технологии, опыт и решения. Приобретение Doremi означает, что кроме ведущих технологий по обработке звука мы также имеем возможность предложить пользователям передовую платформу для воспроизведения цифрового видеоизображения. Конечной целью было создание глубоко интегрированных систем для воспроизведения звука и изображения/, обеспечивающих повышенные потребительские свойства конечного продукта при одновременном значительном снижении совокупных затрат владельцами кинотеатров. Вместе мы смогли ускорить процесс развития инноваций и создать высококачественный продукт, позволяющий увеличить аудиторию посетителей кинотеатров.

Алексей Прохорчук: Технологии Doremi также играют важнейшую роль в создании более благоприятных условий для просмотра фильмов зрителями с ограниченными возможностями (по слуху и зрению), позволяя им получить несравнимо большее удовольствие от посещения кинотеатра.


Дисплей для слабослышащих

Какие технологии Dolby использует для людей с ограниченными возможностями?

Алексей Угринович: Приобретя Doremi, Dolby получила доступ к целому ряду технологий, ориентированных на людей с ограниченными возможностями. В качестве примера могу привести технологию для людей с ограничениями по зрению, позволяющую разделить оригинальную звуковую дорожку и кoмментарий о происходящем на экране так, чтобы звук шел отдельно по левому и правому каналам.

Алексей Прохорчук: По поводу аудиокомментария: можно дописать отдельной дорожкой аудиокомментарий в DCP, он уже продуман стандартом. В некоторых европейских каналах обязательна специальная аудиодорожка со звуковым объяснением.


Аудиоассистент для слабовидящих

Над чем сейчас работает Dolby?

Алексей Угринович: Мы активно работаем над абсолютно новыми решениями в области цифрового телевидения.

Алексей Прохорчук: Atmos для дома может передаваться по телевизионным каналам.

Алексей Угринович: Речь об эфирном телевидении. Мы предусматриваем многоязычную поддержку, канал может идти одновременно на двух-трех языках. Можно будет просто кнопкой переключить язык.

Мы готовим Dolby Atmos для спортивных трансляций. Появится верх у трансляции во время матчей. Если вы бывали на закрытых спортивных аренах, то помните, что диктор говорит как бы с потолка говорит. Определенная атмосфера создаётся в зале. Технология уже готова, мы ее внедряем. Еще есть направление — Dolby Atmos для игр.

Алексей Прохорчук: История с объекто-ориентированным звуком в играх гораздо старше. Сейчас можно сводить игры в формате Dolby Atmos. Мы ведем переговоры с ведущими производителями консолей и с издателями игр для разработки игр в этом формате. Если есть возможность погрузить игрока в атмосферу полностью — то нужно это поддерживать. На PC это точно будет в самое ближайшее время.

В вашем офисе много техники Lenovo, и в некоторых смартфонах Lenovo есть Dolby Atmos. В каком формате вы сотрудничаете?

Алексей Угринович: Это глобальное сотрудничество. Наша головная компания заключает глобальный контракт, и мы получаем некий готовый продукт. Мы на локальном уровне можем работать по маркетингу, по контенту, чтобы нам это помогало развиваться.

Несколько фотографий из московского офиса Dolby

Если у вас есть дополнительные вопросы — пожалуйста, пишите их в комментариях. Мы свяжемся с представителями компании и получим ответы на них.

habr.com

КГ-Портал — всё о кино, видеоиграх, сериалах и аниме.

Пассажиры Passengers

триллер, научная фантастика

Дата выхода в России: 22 декабря 2016

Дата выхода в США: 21 декабря 2016


Рейтинг: 76% (28 голосов)


550 просмотров

Кредо убийцы Assassin's Creed

боевик, приключения, фантастика

Дата выхода в России: 5 января 2017

Дата выхода в США: 21 декабря 2016


Рейтинг: 55% (73 голоса)


683 просмотра

Монстр-траки Monster Trucks

комедия

Дата выхода в России: 5 января 2017

Дата выхода в США: 13 января 2017


Рейтинг: 75% (2 голоса)


209 просмотров

Закон ночи Live by Night

детектив, драма

Дата выхода в России: 12 января 2017

Дата выхода в США: 13 января 2017


Рейтинг: 71% (7 голосов)


319 просмотров

Звонки Rings

ужасы

Дата выхода в России: 2 февраля 2017

Дата выхода в США: 3 февраля 2017


Рейтинг: 42% (15 голосов)


198 просмотров

Лего Фильм: Бэтмен The Lego Batman Movie

мультфильм, боевик, комедия

Дата выхода в России: 9 февраля 2017

Дата выхода в США: 10 февраля 2017


Рейтинг: 84% (24 голоса)


716 просмотров

Великая стена The Great Wall

мистика, триллер

Дата выхода в России: 16 февраля 2017

Дата выхода в США: 17 февраля 2017


Рейтинг: 61% (24 голоса)


312 просмотров

Защитники Zashchitniki

боевик, приключения, научная фантастика

Дата выхода в России: 23 февраля 2017


Рейтинг: 15% (105 голосов)


487 просмотров

Логан: Росомаха Logan

боевик, фантастика

Дата выхода в России: 2 марта 2017

Дата выхода в США: 3 марта 2017


Рейтинг: 92% (165 голосов)


865 просмотров

Зверопой Sing

мультфильм, комедия, музыкальный

Дата выхода в России: 2 марта 2017

Дата выхода в США: 21 декабря 2016


Рейтинг: 71% (19 голосов)


333 просмотра

Могучие рейнджеры Power Rangers

боевик, фантастика, приключения

Дата выхода в России: 23 марта 2017

Дата выхода в США: 24 марта 2017


Рейтинг: 80% (2 голоса)


650 просмотров

Босс-молокосос Boss Baby

мультфильм, комедия

Дата выхода в России: 23 марта 2017

Дата выхода в США: 31 марта 2017


Рейтинг: 53% (13 голосов)


388 просмотров

Призрак в доспехах Ghost in the Shell

боевик, драма, научная фантастика

Дата выхода в России: 30 марта 2017

Дата выхода в США: 31 марта 2017


Рейтинг: 69% (93 голоса)


515 просмотров

Форсаж 8 The Fate of the Furious

боевик, детектив, триллер

Дата выхода в России: 13 апреля 2017

Дата выхода в США: 14 апреля 2017


Рейтинг: 62% (31 голос)


310 просмотров

Чужой: Завет Alien: Covenant

научная фантастика, триллер

Дата выхода в России: 18 мая 2017

Дата выхода в США: 19 мая 2017


Рейтинг: 51% (8 голосов)


526 просмотров

Чудо-женщина Wonder Woman

боевик, приключения, научная фантастика

Дата выхода в России: 1 июня 2017


Рейтинг: 63% (8 голосов)


487 просмотров

Мумия The Mummy

боевик, приключения, фэнтэзи

Дата выхода в России: 8 июня 2017

Дата выхода в США: 9 июня 2017


Рейтинг: 60% (6 голосов)


316 просмотров

Гадкий я 3 Despicable Me 3

мультфильм, приключения, комедия

Дата выхода в России: 29 июня 2017

Дата выхода в США: 30 июня 2017


Рейтинг: 79% (12 голосов)


211 просмотров

Тёмная башня The Dark Tower

боевик, фантастика, триллер

Дата выхода в России: 3 августа 2017

Дата выхода в США: 4 августа 2017


Рейтинг: 71% (8 голосов)


460 просмотров

kg-portal.ru

История звукового кино. От Mono к Dolby Atmos / iCover.ru corporate blog / Habr

Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов, их реализм постоянно совершенствуется и то, что мы слышим сейчас в кино – результат кропотливой работы многих людей на протяжении 90 лет. О том как мы к этому пришли и почему вам стоит посмотреть «Миссия невыполнима» в кинотеатре, оборудованном системой Dolby Atmos расскажем в этой статье.



История многоканального звука


Впервые многоканальная запись для воспроизведения в кино была использована в 1941 году для мультфильма «Fantasia» от Disney. Звукорежиссёры тогда совершили огромный шаг в формате воспроизведения звука перейдя с моно на трехканальное аудио (2 фронта и центр), записанных на кинопленку оптическим способом.

Почему этот шаг был огромным? Звук в кино и так появился относительно недавно. Первым фильмом с синхронной речевой фонограммой стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в свет в 1927 году, а первая фраза главного героя «Подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» стала символом новой эпохи звукового кинематографа. А теперь представим себе, как реагировали зрители того времени на новый звук. Если раньше мы слышали одинаковый звук из всех колонок, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую часть аудиокартины.

Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, главной причиной чему послужила 2-я мировая война.

Новым толчком к развитию многоканальности стало активное совершенствование магнитофонной записи. Первые магнитофоны были трофейными, привезенными из Германии, да и само название «магнитофон» – это ставшее нарицательным имя модели AEG Magnetopfon.

Далее развитие многоканального аудио продолжилось в США. Первый многодорожечный магнитофон был изобретен знаменитым музыкантом Лесом Полом (изобретателем электрогитары, без которой невозможно представить современную музыку), он же первым до этого проводил записи на моно магнитофон.

Звук в кинотеатрах


В кино первые форматы объемного звука записывались именно при помощи магнитофона, на пленку вместо оптической дорожки стал наносится магнитный слой, а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек. В дальнейшем, в связи с ростом популярности кинематографа и экспериментами в форматах пленки, индустрия перешла на широкий формат – широкоэкранный Cinemascope на 35мм пленке с анаморфированием (при съемке и воспроизведении) и 70 мм пленка вместо 35мм. Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления. В то время в кинотеатрах были использованы два основных аудиоформата: для Cinemascope (4 канала – левый фронт, правый фронт, центр и surround, расположенный сплошным массивом сзади и сбоку от слушателей) от 20th Century Fox и Todd AO для 70 мм (имел уже 6 каналов, где добавилось по одному дополнительному каналу слева и справа на фронте, в связи с огромным размером экрана).

Любопытный факт: Центральный канал стал необходимым в связи с большими размерами кинозала, когда диалоги для зрителей справа и слева звучали не из центра. Центральная АС же обеспечивала четкое позиционирование всей воспроизводимой речи. В дальнейшем центральный канал так и сохранил рабочее название «dialog».

Звуковая дорожка того времени сильно отличалась от современных, хотя по сути количество каналов не изменилось. Все дело в том, что на том этапе развитие технологий было очень сложным, да и качественные звуковые эффекты в те времена не были столь востребованы. Сами форматы к тому же были не столь распространены, поскольку оборудование для их воспроизведения стоило весьма недешево и его могли позволить себе только наиболее успешные кинотеатры.

Компания Dolby


В середине 70-х годов на сцену выходит компания Dolby, изначально заработавшая себе имя на системах шумопонижения Dolby A и Dolby B для профессиональной и любительской звукозаписи. Но успехов в данной сфере создателю компании Рею Долби было мало и он обратил свой взор на кинематограф. В 1971 году появился первый фильм, при записи звуковой дорожки к которому использовалась система шумопонижения Dolby A – им стал «нашумевший» тогда «Заводной апельсин». Данная технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в аудиосопровождении фильма.

В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который используется в звукозаписи до сих пор (не он один, естественно).

Понятие Stereo тех дней значительно отличается от того, как его понимают сейчас, в наши дни – это обозначение двухканального аудио. Для многоканального используется термин surround sound, который появился, кстати, именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в домашние кинотеатральные системы. В те времена термин Stereo обозначал именно объемный звук. Данный формат снова вернул на пленку оптическую дорожку звукозаписи причем для четырех существующих каналов. Звук фронтальных каналов при таком декодировании оставался без изменений, объемные аудиоэффекты получились путем вычитания левого фронта из правого (путем переворота фазы) и фильтрацией сигнала в диапазоне ниже 100гц и выше 7кГц.

С центральным каналом возникла небольшая загвоздка, ведь классически звук центрального канала – это смешение звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3Дб. То есть звук голоса был слышен и в фронтальных парах, но тише на 3Дб. Dolby использовал умную систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации: в случае если диалог звучал в тишине, то звуки фронтальных каналов дополнительно приглушались, а если речь шла вместе с музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было плохо слышно, а еще она увеличивала громкость в пузах между речью) для синергии двух звуковых дорожек было использовано подмешивание звука в противофазе правого канала к левому и наоборот. Естественно четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, ведь достаточно сложно было четко позиционировать и разделять доминантное звуковое сопровождение и спецэффекты. Но компания постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, и качество звука в новом формате достигло небывалых высот.

Огромную же популярность данному формату принес фильм Джорджа Лукаса – «Звездные войны», 1976 г. Показав в данном фильме величайшее, по тем временам, качество аудио и видео эффектов фильм обрел огромную популярность и продвинул использование Dolby Stereo в кинематографе. Джордж Лукас, в принципе, внес огромную лепту в мир звукозаписи, но об этом немного позже.

В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма была недешевой и отличалась плохим качеством. Dolby Stereo позволило значительно удешевить домашнее кино, сделав его доступным для широкой публики.

Для поддержки высокого качества звука в кино Dolby вводит жесткую сертификацию кинотеатров, а логотип компании становится приманкой для зрителя, так как подобный звук невозможно было реализовать в домашних условиях.

В дальнейшем копания Dolby добралась и до широких экранов, привнеся в мир первые системы 5.1 которые используются в наши дни.

Наличие отдельных динамиков для воспроизведения НЧ сигнала стало новым прорывом в спецэффектов выдавая громоподобные реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы).

Но все же популярность широкоформатного кино стала падать, поэтому большого количества кинофильмов с данным типом фонограммы создано не было.

Домашние кинотеатры


Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск. Также широкое распространение получили домашние Hi-Fi стереосистемы. В 1982 году компания Dolby выпустила в свет декодер Dolby Surround способный декодировать 3 канала (левый + правый фронт и surround). Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров больших диагоналей, от 27", в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-х канальный звук из двухканальной фонограммы. Так в мире стали появляться первые домашние кинотеатры основанные на Hi-Fi оборудовании. Они стремительно захватили рынок и из предметов роскоши стали обычным явлением.

В 90-е годы стала активно развиваться цифровая запись, в свет вышел формат CDS с цифровой аудиодорожкой вместо аналоговой, разметка метаданных осуществлялась при помощи пикселей на кинопленке. Но из-за уровня технологий часто появлялась проблема пропадания звука связанной с ошибками в звуковой дорожке.

Dolby Digital


В 1992 втором году на премьере фильма «Batman Returns» был представлен новый формат цифровой записи Dolby Digital, широко использующийся в наше время. Данный формат использовал дублированные цифровые и аналоговые аудио дорожки (в качестве резервных) и смог избавиться от проблем с прерыванием звука. Данный формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных при записи DVD.

Dolby Surround EX


В 1999 году компания долби совместно с компанией THX и Skywalker Sound Studios разрабатывает новый формат Dolby Surround EX специально для 1-го эпизода приквела «Звездных Войн» — «Призрачная угроза». Данный формат позволял записать звук формата 6.1, что давало звукорежиссеру дополнительную палитру звуковой картины.

THX


О THX стоит рассказать отдельно. THX – это не формат звукозаписи, это общий стандарт звуковоспроизводящих устройств для того, что бы при воспроизведении звук был таким же, каким его слышал звукорежиссёр.

Интересна и история его появления. Когда Джордж Лукас снял фильм «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», был проведен тестовый показ фильма в кинотеатре. Результат не удовлетворил режиссёра, так как все задумки касаемые звуковых эффектов оборудование того времени не могло воспроизвести физически. Тогда и была создана компания THX названная в честь первого фильма Лукаса «THX 1138». Перед разработчиками была поставлена задача выработать строгие правила для кинотеатров, чтобы звуковая дорожка при воспроизведении не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно быть максимальным. Также компанией был создан высококачественный кроссовер, аналогов которого на тот момент на рынке не было. Сертификацию THX обязаны были пройти как звукозаписывающие студии, так и кинотеатры. С 1990 года её начали проходит и домашние аудиосистемы.

DTS


В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theatre Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода». Данный формат воспроизводит аудиодорожку синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя. В домашних форматах DTS использует принципиально иную систему кодирования, данная система позволяет воспроизвести звук с учетом особенностей человеческого слуха, а так же записать до 8 независимых дорожек. Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одно и тоже, вероятнее всего в целях маркетинга.

Dolby Atmos


Ну и, наконец, хочется рассказать о новом формате звука для домашних кинотеатров – Dolby Atmos, который был впервые презентован в 2012 году. Если распространение обычного звука в классических уже системах многоканального аудио мы можем рассмотреть как двухмерное, горизонтально (звук справа, слева, спереди, сзади), то Atmos позволяет обеспечить полностью трехмерное звучание с использованием вертикальной плоскости. Данная технология открывает возможность звуковым дорожкам эффектов существовать независимо друг от друга, так как они не сводятся звукорежиссером раз и навсегда, а существуют отдельно и обрабатываются специальным процессором. Дополнением в Dolby Atmos кинотеатрах стали потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Первым фильмом в данном аудиоформате стал 3D мультфильм «Храбрая сердцем».

Но и это еще не все, данный формат также внедрен и в домашние кинотеатральные системы. Такие производители Hi-Fi как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы с поддержкой данного декодера. Чтобы сделать Atmos кинотеатр дома необязательно встраивать потолочные АС, производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики, который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.

Мне самому посчастливилось протестировать домашнюю систему на Dolby Atmos, презентация которой проводилась в конференц-зале, не подготовленном специально к демонстрации. Показывали ролик про тропические леса. Мне удалось услышать очень интересные и реалистичные эффекты: во-первых, эффект падения дождевых капель именно сверху, то есть звук падения распространялся сверху вниз. Но что мне больше всего понравилось, так это эффект летящей птицы. На экране колибри пролетала над головой и потом по дуге уходила назад по левой части сцены. Я четко услышал положение птички в пространстве, то есть не только справа или слева, но и над головой или на уровне лица. Звук получился очень реалистичный. Если получится совместить данную технологию звука с шлемом вроде Oculus можно получить в итоге полный эффект участия в кино.

Москвичи могут оценить технологию Atmos уже сегодня, посмотрев фильм «Миссия невыполнима» в одном из 3-х кинотеатров «Формула Кино» или в одном из 6 кинотеатров «Люксор».

А если вы хотите собрать домашнюю систему с Dolby Atmos, то мы рекомендуем присмотреться к такому комплекту:
— Ресивер Onkyo TX-NR636
— Колонки для Dolby Atmos Onkyo SKH-410
— И любую Hi-Fi 5.0 акустику

О том как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра я расскажу в следующей статье.

habr.com

Что такое Dolby Atmos?

KEF + Dolby Atmos® = новое измерение домашнего кинотеатра
 

Что такое Dolby Atmos?

В реальной жизни звук приходит со всех сторон. Но, обычная театральная система отображает его только в горизонтальной плоскости - слева, справа, спереди и сзади. Намного более реалистичным делает Dolby Atmos то, что каждый звук, происходящего на экране действия приходит со всех сторон, в том числе и сверху. Это создает настоящую объемную 3D акустическую картинку. Звук окружает вас и перемещается относительно вас, так как будто вы находитесь внутри происходящего. Удивительно. Иногда страшно. Но всегда увлекательно.


Как это работает?

Dolby Atmos бесконечно гибче и универсальней, чем поканальный домашний кинотеатр. Когда Dolby Atmos воспроизводится специально предназначенным для этого AV ресивером, сам ресивер адаптирует звуковую дорожку к уже существующей у вас акустической системе, чтобы точнейшим образом воспроизвести замысел создателей фильма. Для полноценного наслаждения эффектами достаточно всего семи колонок KEF.

 

Что для этого нужно?

Если ваш AV ресивер или предусилитель-процессор поддерживает формат Dolby Atmos, вы можете воспроизводить соответствующий контент через ваш Blu-Ray проигрыватель, игровую приставку или сетевой сервис(необходимо в настройках включить режим цифрового выхода "bitstream" и отключить аудиовыход). Дальше вопрос только в выборе дополнительных колонок - а для энтузиаста домашнего кинотеатра это означает KEF.

KEF предлагает два способа воспроизвести дорожку Dolby Atmos. Например, установив в потолок встраиваемые колонки Ci серии. Или, еще проще: добавить к существующим колонкам новый сенсационный акустический модуль KEF R50 с направленным вверх динамиком. В обоих случаях это полностью преобразит ваш опыт наслаждения кинофильмом.

 

R50 -колонки для формата Dolby Atmos

Новейшие колонки KEF R50, предназначены для воспроизведения формата Dolby Atmos, устанавливаются над существующими фронтальными и тыловыми колонками. Зная особенности восприятия звука человеческим ухом, инженеры KEF смогли в совершенстве воспроизвести вертикальное измерение эффектов Dolby Atmos используя отраженный от потолка звук. Модуль UNI-Q, разработанный для новых Blade, оформлен закрытым корпусом и идеально сочетается с колонками Q, R и Reference серий, как эстетически, так и по звуковому почерку. Сложный 25 мм твитер в центре 130 мм средне-низкочастотного драйвера, волновод "tangerine" для равномерного рассеяния звука, создают точную, быструю и чистую среднечастотную полосу, идеально согласованную с новейшими сериями колонок KEF.

Встраиваемые в потолок колонки серии Ci

Как альтернатива, для получения еще большего театрального Dolby Atmos эффекта, вы можете добавить две или четыре колонки KEF Ci серии к существующей системе. Незаметные и легко устанавливаемые, они все снабжены точечным источником звука UNI-Q с волноводом "tangerine". Ваш выбор будет зависеть от габаритов помещения, которое нужно озвучить или громкости с которой вы любите слушать. Ci160QR имеет 19 мм вентилируемый твитер в 160 мм вуфере, Ci200QR - 25 мм вентилируемый твитер в уже 200 мм динамике. На мощные Ci200RR-THX с сертификатом THX Ultra2 установлен 38 мм вентилируемый твитер в 200 мм вуфере с массивной магнитной системой для еще более глубокого баса. А безрамочное оформление KEF Ultra-thin Bezel (UTB) делает их практически невидимыми на потолке.

Какой бы способ апгрейда вы не выбрали, вы перейдете в совершенно новое измерение получения удовольствия от домашнего кино. Больше эмоций, больше чувственных ощущений. Более интенсивное вовлечение в происходящее на экране. Более глубокое погружение в замысел режиссера.

 
 
Dolby, Dolby Atmos, Dolby Surround и знак двойная-D -торговые марки Dolby Laboratories.
THX, THX logo, Ultra2 и Select2 являются зарегистрированными торговыми марками. THX Ltd. THX и THX logo зарегистрированы в США и других юрисдикциях. Все права защищены.

www.kef.com


Смотрите также



© 2010- GutenBlog.ru Карта сайта, XML.