Учебные пособия электронные


Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе

"За статью проголосовало 102 человека"

 

Кузюк  Ирина  Геннадьевна

Туч  Валерия  Владимировна

студенты  4  курса,  кафедры  стандартизации,  метрологии  и  управления  качеством,  Политехнического  института  Сибирского  федерального  университета,  РФ,  г.  Красноярск

E-mailirish.cuzuk@yandex.ru

Борисенко  Ирина  Геннадьевна

научный  руководитель,  доцент  кафедры  начертательной  геометрии  и  черчения  Политехнического  института  Сибирского  федерального  университета,  РФ,  г.  Красноярск

 

Актуальность  данной  статьи  детерминирована  следующими  ведущими  факторами.

Во-первых,  современное  российское  образование  сейчас  находиться  в  критическом  положении,  что  во  многом  вызвано  нехваткой  принципиально  новых  учебных  пособий,  отвечающим  реалиям  времени. 

Во-вторых,  многие  кризисные  явления  современного  образования  объясняются  переходом  от  одной  социокультурной  парадигмы  к  другой,  что  предполагает  принципиально  новый  подход  к  учебным  пособиям.

В  современной  России  много  сил  вложено  для  нового  подхода  к  развитию  образовательной  системы,  в  частности,  созданы  целевые  программы  по  развитию  образования.  Такая  политика  является  единственно  возможной  в  глобальных  условиях,  ведь,  по  словам  знаменитого  французского  писателя  Дени  Дидро:  «Образование  придает  человеку  достоинство,  да  и  раб  начинает  сознавать,  что  не  рожден  для  рабства»  [1].  Несмотря  на  тот  факт,  что  образование  является  одной  из  важнейших  факторов  в  жизни  современного  человека,  у  многих  представителей  современного  поколения  снизился  общий  интерес  к  получению  знаний,  как  в  рамках  учебного  процесса,  так  и  за  его  пределами.  Именно  потребность  в  становлении  новой  системы  образования  призвана  стимулировать  студентов  к  получению  профессионального  образовании,  что  подразумевает  использование  различных  форм  и  методов  организации  учебного  процесса.  Одним  из  перспективных  направлений  развития  современной  образовательной  системы  является  использования  электронных  учебных  пособий. 

Объективное  исследование  влияния  электронных  учебных  пособий  на  образовательный  процесс  предполагает  анализ  особенностей  современных  электронных  учебных  пособий. 

Электронные  учебные  пособия  (ЭУП)  —  это  программно-методический  обучающий  комплекс,  предназначенный  для  самостоятельного  изучения  студентом  учебного  материала  по  определенным  дисциплинам  [6].

Важно  подчеркнуть,  что  электронное  пособие  —  это  не  электронный  вариант  книги,  где  все  информация  с  печатного  варианта  переведена  в  электронный  или  есть  возможностью  перехода  из  оглавления  по  гиперссылке  на  искомую  главу.  В  зависимости  от  вида  проведения  учебного  занятия  (лекция,  семинар,  тест,  самостоятельная  работа)  сам  ход  занятия  должен  быть  соответствующим  образом  построен  для  достижения  эффекта  от  использования  такого  пособия.  При  грамотном  использовании  электронного  учебного  пособия  оно  может  стать  мощным  инструментом  для  самостоятельного  изучения  большинства  дисциплин,  особенно,  связанных  с  информационными  технологиями. 

Электронное  пособие  используется  для  достижения  наибольшего  эффекта,  поэтому  оно  должно  быть  структурировано  по-другому,  нежели  стандартное  печатное  пособие.  Рассмотрим,  какие  должны  быть  отличия:  так  как  размер  компьютерных  экранных  страниц  меньше,  чем  книжные,  то  соответственно  главы  должны  быть  более  короткие,  далее  все  последующие  разделы,  которые  соответствуют  рубрикациям  нижнего  уровня,  должны  быть  разделены  на  наименьшие  размеры  (фрагменты),  в  которых  должен  содержаться  необходимый  материал  касающегося  данного  вопроса.  Лучше  чтобы  данные  фрагменты  содержали  1—2  текстового  абзаца  (нужно  учесть,  что  и  абзацы  должны  быть  короче  книжного),  либо  это  может  быть  рисунок  и  подпись,  которая  его  поясняет  [7].

Таким  образом,  будет  просмотрен  непрерывно  излагаемый  материал  (как  в  книге),  а  отдельные  фрагменты,  которые  дискретно  следуют  друг  за  другом.  В  чем  плюс  дискретной  последовательности?  В  том,  что  данная  последовательность  экранов  находится  внутри  наименьшей  структурной  единицы,  которая  позволяет  напрямую  переадресовываться  между  параграфами  или  подпараграфами. 

Как  правило,  электронные  учебные  пособия  строятся  по  модульному  принципу  и  включают  в  себя  всю  необходимую  информацию  и  содержат  в  себе  несколько  частей  [4]:

·     теоретическую  часть,  в  основе  данной  части  содержится  текст,  графика  (статические  схемы,  чертежи,  таблицы  и  рисунки),  анимация,  натурные  видеозаписи,  а  также  интерактивный  блок;

·     практическая  часть,  там  должно  быть  представлено  пошаговое  решение  типичных  задач  и  упражнений  по  данному  учебному  курсу  с  содержанием  минимальных  пояснений;

·     контрольная  часть  —  содержит  набор  тестов,  контрольных  вопросов  по  теоретической  части,  но  так  же  и  решение  задач  и  упражнений  по  практике;

·     справочная  часть,  которая  может  включать  в  себя:  предметный  указатель,  таблицы  основных  констант,  размерностей,  физико-химических  свойств,  основные  формулы  по  данному  учебному  курсу  и  другую  необходимую  информацию  в  графической,  табличной  или  любой  другой  форме  [2].

Рассмотрим  наглядно  (в  виде  таблицы  1)  дидактические  принципы,  которые  должны  быть  положены  в  основу  электронного  учебника.

Таблица  1.

Дидактические  принципы

Название  принципа

Дидактический  (методический)  план

Принцип

наглядности

В  электронное  учебное  пособие  входят  иллюстрации  и  различные  графические  схемы  с  предоставленной  возможностью  выбора  цветовой  гаммы  и  различное  оформление,  также  входят  мультимедийные  материалы:  аудио  и  видеофайлы.

Принцип

доступности

Все  материалы,  которые  входят  в  ЭУП,  вполне  доступны  студентам  при  наличии  компьютера.  Доступность  учебных  материалов  обеспечивается  изложением  и  наглядностью,  а  также  снабжение  ЭУП  различными  справочными  материалами.

Принцип

систематичности  и

последовательности

Очень  точно  позволяют  электронные  формы  систематизировать  весь  материал  учебника,  а  также  расположить  его  в  удобной  последовательности  для  дальнейшего  изучения.

Принцип  связи  теории  с  практикой

Для  того  чтобы  закрепить  все  знания  полученные  при  изучении  теории,  нужно  плавно  связать  знания  с  практикой,  а  именно  перейти  в  раздел  который  содержит  практические  вопросы  и  задания  для  закрепления  знаний.

Принцип  научности

ЭУП  должно  строится  на  последних  достижениях  науки  в  той  или  иной  сфере.

Принцип

сознательности  и

активности

Делая  вывод,  что  ЭУП  предназначен  для  самостоятельной  работы,  то  обучаемый  должен  подходить  к  нему  сознательно.  Тестовые  задания  для  самопроверки  способствуют  активности  усвоения  знаний.

Принцип  прочности

Прочность  знаний  заключается  с  включением  в  ЭУП  различных  тестов  и  заданий  по  отдельным  темам  и  по  основным  разделам,  а  также  итоговых  заданий.  Преимущество  в  данном  принципе  в  ЭУП,  что  легко  можно  вернуться  к  ранее  изученному  материалу.

 

 

Возможности  электронных  учебных  пособий  максимально  раскрываются  при  самостоятельной  работе  студентов.  В  частности,  даже  самый  полный  учебник  не  в  состоянии  вместить  в  себя  весь  объем  информации,  тем  более  что  большой  объем  информации  будет  сложно  усваиваться  студентом.  Конечно,  в  этом  случаи  может  помочь  Интернет,  где  много  тематических  сайтов  и  порталов  различного  назначения  и  можно  найти  практически  любую  информацию,  сделав  пару  запросов.  Однако  и  с  подобной  системой  поиска  информации  возможны  определенные  сложности.  В  подобных  ситуациях  электронное  учебное  пособие  явно  демонстрирует  свои  преимущества,  так  как  вся  необходимая  информация  для  освоения  дисциплины  собрана  в  одном  месте  и  студентам  не  приходится  тратить  время  на  поиск  этого  материала  в  различных  источниках.  Кроме  того,  студент  может  проверить,  как  он  усвоил  данный  материал,  так  как  учебное  пособие,  как  правило,  содержит  тестовые  задания  для  проверки  знаний.  В  случаи,  если  проверка  показала  плохие  результаты,  то  в  результате  анализа,  можно  выявить  пробелы  в  знаниях  и  изучить  плохо  усвоенный  материал  [3].

Несмотря  на  все  преимущества,  которые  вносит  в  учебный  процесс  использование  электронных  учебных  пособий,  следует  учитывать,  что  электронные  пособия  являются  только  вспомогательным  инструментом  для  преподавателя  [5].  Однако  возникает  проблема,  связанная  с  тем,  что  электронное  учебное  пособие  —  это  новое  видение  образовательного  процесса,  которому  необходимо  научиться,  причем  не  только  в  разрезе  проектирования,  но  и  правильного  использования.  Дело  в  том,  что  в  результате  смены  ценностных  ориентиров  в  отечественном  образовании  создалась  ситуация,  когда  преподаватели  не  только  не  могут,  но  и  не  хотят  стремиться  к  нововведениям.  Это,  в  свою  очередь,  вызывает  конфликтные  ситуации  между  студентом  и  преподавателем,  так  как  преподаватель  не  выступает  в  своей  традиционной  роли  основного  источника  информации,  а  отправляет  студента  за  той  информацией,  которая  находится  в  глобальной  сети  Интернет.  Другими  словами,  преподаватель  часто  ориентирует  студента  на  самостоятельное  изучение,  хотя  часто  сам  не  знаком  с  этими  источниками,  что  вызывает  отрицательные  моменты  в  процессе  обучения.  Для  выпуска  высококвалифицированных  специалистов,  необходимо  чтобы  и  преподаватели  имели  желание  совершенствовать  свои  знания,  тогда  подготовка  студентов  окажется  максимально  приближенной  к  реальным  условиям  их  будущей  деятельности.  Именно  использование  информационных  технологий  позволит  преподавателям  не  только  сохранять  свой  уровень  квалификации,  но  и  постоянно  повышать  его.

Таким  образом,  подводя  итог  анализу  некоторых  сторон  такой  острой  и  неоднозначной  проблемы,  как  использование  электронных  учебных  пособий  в  современном  образовательном  процессе.

Во-первых,  электронное  учебное  пособие  должно  полностью  соответствовать  учебной  программе  и  располагаться  на  цифровом  материальном  носителе 

Во-вторых,  электронное  учебное  пособие,  используемое  наряду  с  традиционным  учебником,  повышает  эффективность  образовательного  процесса. 

В-третьих,  для  оптимизации  учебного  процесса  немаловажным  фактором  будет  являться  открытость  учебника,  то  есть  возможность  вносить  новый  материал,  что  возможно  при  активном  использовании  электронного  учебного  пособия,  где  потребуется  помощь  специалиста.

 

Список  литературы:

1.Дени  Дидро.  Афоризмы,  цитаты,  высказывания,  фразы  Дени  Дидро  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.youfrase.ru/aphorisme.php?author=212&perline=3  (дата  обращения  20.11.13  г.).

2.Лунгу  Б.Д.  Исследование  различных  подходов  в  методике  построения  учебных  пособий  //  квалификационная  работа  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html  (дата  обращения  03.10.13  г.).

3.Панкратова  О.П.  Использование  электронных  учебных  пособий  в  учреждениях  профессионального  образования  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.moluch.ru/conf/  ped/archive/72/4050/  (дата  обращения:  03.10.13  г.).

4.Панкратова  О.П.  Использование  электронных  пособий  для  самостоятельной  работы  студентов  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Использование  эл  пособий.doc  (дата  обращения:  03.10.13  г.).

5.Панкратова  О.П.  Области  применения  электронных  пособий  учебного  назначения  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Области  применения  эл  пос.doc  (дата  обращения:  03.10.13  г.).

6.Пискунова  А.И.  История  педагогики  и  образования.  От  зарождения  воспитания  в  первобытном  обществе  до  конца  XX  в.:  учебное  пособие  для  педагогических  учебных  заведений.  М.:  Эфесс,  2007.  —  496  с.

7.Разработка  лабораторных  работ  по  теме  «Создание  электронных  учебных  пособий»  для  курса  «НИТ  в  образовании»  //  выпускная  работа  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00183063_0.html  (дата  обращения  03.11.13  г.).

sibac.info

Электронный учебник — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2015; проверки требуют 19 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2015; проверки требуют 19 правок.

Электронный учебник — это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. Электронные учебники последнего вида находятся в стадии разработки, поэтому в основном современные электронные учебники представляют собой электронный текст с иллюстрациями.[1] Практически все учителя отмечают простоту использования электронного учебника учениками, повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при использовании ЭУ на уроках и дома.[2]

Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками . Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий.[3] Предполагается, что на время урока электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания. Помимо новых возможностей в учебном процессе, электронные учебники имеют и другие преимущества перед бумажными, в частности, отсутствие затрат на печать, облегчение веса учебных материалов, которые школьник вынужден носить с собой, сохранение леса, идущего на вырубку для производства бумаги.[4]

Электронные учебники должны удовлетворять следующим качествам:

  • Безопасность. Согласно санитарным нормам, детям нельзя работать за компьютером непрерывно более 20 минут. Технология e-ink в этом аспекте имеет преимущества, так как несёт значительно меньший вред для глаз, чем экраны планшетных компьютеров. Помимо вреда для зрения, специалисты указывают на возможный вред, наносимый занятиями с помощью электронных технологий коммуникативным навыкам ребёнка.[5] Чтобы избежать этого вреда, занятие должно быть построено максимально интерактивно. Дети должны общаться по предмету друг с другом и преподавателем. Безопасность для здоровья.[6]
  • Удобство. Экран должен быть достаточно большим (от ≈ 20 см (7 дюймов)), изображение — чётким для передачи схем и мелкого текста.
    1. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрёстными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;
    2. Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.
  • Универсальность. Электронный учебник должен быть мультиплатформенным и поддерживаться большинством электронных устройств. В данный момент электронные версии бумажных пособий выпускаются на платформах Android, iOS и Windows.
  • Надёжность. В отличие от бумажного носителя, электронное устройство требует более бережного отношения.
  • Доступность. Пока остаётся открытым вопрос, кто обеспечит школьников устройствами, воспроизводящими электронные программы обучения. Здесь следует учитывать доступность электронных устройств, особенно для малоимущих семей. Нельзя допустить, чтобы недоступность учебников стала барьером для обучения.

 Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) России.

Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.[3]

В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 38 школах 9 регионов России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей. По итогам эксперимента некоторые СМИ написали о готовности профильного института министерства продолжить работы по внедрению.[7]

Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» с 1 сентября 2014 года начал проводить эксперимент в рамках проекта «Электронная образовательная среда» по внедрению электронных учебников в шести школах. Занятия проходили по четырём дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия[1].

В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья[8]. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами[9]. Электронный учебник содержит в себе гиперссылки на встроенные в носитель энциклопедии и перекрестные ссылки между разделами учебника, в нём можно прослушивать и просматривать учебные аудио и видео материалы, проходить тестирования. В 2015 году в обучении школьников было задействовано 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. К 2018 году оснастить электронными учебниками планируется все школы Москвы[10].

ru.wikipedia.org

Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе

ЭЛЕКТРОННЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ПОСОБИЯ  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

Байдикова Е.К.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Тагилстроевского района, Нижний Тагил, Россия

Актуальность  данной  статьи  детерминирована  следующими  ведущими  факторами:

- во-первых,  современное  российское  образование  сейчас  находиться  в  критическом  положении,  что  во  многом  вызвано  нехваткой  принципиально  новых  учебных  пособий,  отвечающим  реалиям  времени; 

- во-вторых,  многие  кризисные  явления  современного  образования  объясняются  переходом  от  одной  социокультурной  парадигмы  к  другой,  что  предполагает  принципиально  новый  подход  к  учебным  пособиям.

В  современной  России  много  сил  вложено  для  нового  подхода  к  развитию  образовательной  системы,  в  частности,  созданы  целевые  программы  по  развитию  образования.  Такая  политика  является  единственно  возможной  в  глобальных  условиях,  ведь,  по  словам  знаменитого  французского  писателя  Дени  Дидро:  «Образование  придает  человеку  достоинство,  да  и  раб  начинает  сознавать,  что  не  рожден  для  рабства».  Несмотря  на  тот  факт,  что  образование  является  одной  из  важнейших  факторов  в  жизни  современного  человека,  у  многих  представителей  современного  поколения  снизился  общий  интерес  к  получению  знаний,  как  в  рамках  учебного  процесса,  так  и  за  его  пределами.  Именно  потребность  в  становлении  новой  системы  образования  призвана  стимулировать  студентов  к  получению  профессионального  образовании,  что  подразумевает  использование  различных  форм  и  методов  организации  учебного  процесса.  Одним  из  перспективных  направлений  развития  современной  образовательной  системы  является  использования  электронных  учебных  пособий. 

Объективное  исследование  влияния  электронных  учебных  пособий  на  образовательный  процесс  предполагает  анализ  особенностей  современных  электронных  учебных  пособий. 

Электронные  учебные  пособия  (ЭУП)  —  это  программно-методический  обучающий  комплекс,  предназначенный  для  самостоятельного  изучения  студентом  учебного  материала  по  определенным  дисциплинам  [3].

Важно  подчеркнуть,  что  электронное  пособие  —  это  не  электронный  вариант  книги,  где  все  информация  с  печатного  варианта  переведена  в  электронный  или  есть  возможностью  перехода  из  оглавления  по  гиперссылке  на  искомую  главу.  В  зависимости  от  вида  проведения  учебного  занятия  (лекция,  семинар,  тест,  самостоятельная  работа)  сам  ход  занятия  должен  быть  соответствующим  образом  построен  для  достижения  эффекта  от  использования  такого  пособия.  При  грамотном  использовании  электронного  учебного  пособия  оно  может  стать  мощным  инструментом  для  самостоятельного  изучения  большинства  дисциплин,  особенно,  связанных  с  информационными  технологиями. 

Электронное  пособие  используется  для  достижения  наибольшего  эффекта,  поэтому  оно  должно  быть  структурировано  по-другому,  нежели  стандартное  печатное  пособие.  Рассмотрим,  какие  должны  быть  отличия:  так  как  размер  компьютерных  экранных  страниц  меньше,  чем  книжные,  то  соответственно  главы  должны  быть  более  короткие,  далее  все  последующие  разделы,  которые  соответствуют  рубрикациям  нижнего  уровня,  должны  быть  разделены  на  наименьшие  размеры  (фрагменты),  в  которых  должен  содержаться  необходимый  материал  касающегося  данного  вопроса.  Лучше  чтобы  данные  фрагменты  содержали  1—2  текстового  абзаца  (нужно  учесть,  что  и  абзацы  должны  быть  короче  книжного),  либо  это  может  быть  рисунок  и  подпись,  которая  его  поясняет  [1].

Как  правило,  электронные  учебные  пособия  строятся  по  модульному  принципу  и  включают  в  себя  всю  необходимую  информацию  и  содержат  в  себе  несколько  частей  [3]:

·     теоретическую  часть,  в  основе  данной  части  содержится  текст,  графика  (статические  схемы,  чертежи,  таблицы  и  рисунки),  анимация,  натурные  видеозаписи,  а  также  интерактивный  блок;

·     практическая  часть,  там  должно  быть  представлено  пошаговое  решение  типичных  задач  и  упражнений  по  данному  учебному  курсу  с  содержанием  минимальных  пояснений;

·     контрольная  часть  —  содержит  набор  тестов,  контрольных  вопросов  по  теоретической  части,  но  так  же  и  решение  задач  и  упражнений  по  практике;

·     справочная  часть,  которая  может  включать  в  себя:  предметный  указатель,  таблицы  основных  констант,  размерностей,  физико-химических  свойств,  основные  формулы  по  данному  учебному  курсу  и  другую  необходимую  информацию  в  графической,  табличной  или  любой  другой  форме  [2].

Рассмотрим  наглядно  (таблицы  №1)  дидактические  принципы,  которые  должны  быть  положены  в  основу  электронного  учебника.

Таблица  1.

Дидактические  принципы

Название  принципа

Содержание принципа

Принцип наглядности

В  электронное  учебное  пособие  входят  иллюстрации  и  различные  графические  схемы  с  предоставленной  возможностью  выбора  цветовой  гаммы  и  различное  оформление,  также  входят  мультимедийные  материалы:  аудио  и  видеофайлы.

Принцип доступности

Все  материалы,  которые  входят  в  ЭУП,  вполне  доступны  студентам  при  наличии  компьютера.  Доступность  учебных  материалов  обеспечивается  изложением  и  наглядностью,  а  также  снабжение  ЭУП  различными  справочными  материалами.

Принцип систематичности  и

последовательности

Очень  точно  позволяют  электронные  формы  систематизировать  весь  материал  учебника,  а  также  расположить  его  в  удобной  последовательности  для  дальнейшего  изучения.

Принцип  связи  теории  с  практикой

Для  того  чтобы  закрепить  все  знания  полученные  при  изучении  теории,  нужно  плавно  связать  знания  с  практикой,  а  именно  перейти  в  раздел  который  содержит  практические  вопросы  и  задания  для  закрепления  знаний.

Принцип  научности

ЭУП  должно  строится  на  последних  достижениях  науки  в  той  или  иной  сфере.

Принцип сознательности  и активности

Делая  вывод,  что  ЭУП  предназначен  для  самостоятельной  работы,  то  обучаемый  должен  подходить  к  нему  сознательно.  Тестовые  задания  для  самопроверки  способствуют  активности  усвоения  знаний.

Принцип  прочности

Прочность  знаний  заключается  с  включением  в  ЭУП  различных  тестов  и  заданий  по  отдельным  темам  и  по  основным  разделам,  а  также  итоговых  заданий.  Преимущество  в  данном  принципе  в  ЭУП,  что  легко  можно  вернуться  к  ранее  изученному  материалу.

 

 

Возможности  электронных  учебных  пособий  максимально  раскрываются  при  работе с детьми.  В  частности,  даже  самый  полный  учебник  не  в  состоянии  вместить  в  себя  весь  объем  информации,  тем  более  что  большой  объем  информации  будет  сложно  усваиваться  студентом.  Конечно,  в  этом  случаи  может  помочь  Интернет,  где  много  тематических  сайтов  и  порталов  различного  назначения  и  можно  найти  практически  любую  информацию,  сделав  пару  запросов.  Однако  и  с  подобной  системой  поиска  информации  возможны  определенные  сложности.  В  подобных  ситуациях  электронное  учебное  пособие  явно  демонстрирует  свои  преимущества,  так  как  вся  необходимая  информация  для  освоения  дисциплины  собрана  в  одном  месте  и  не  приходится  тратить  время  на  поиск  этого  материала  в  различных  источниках [3].

Несмотря  на  все  преимущества,  которые  вносит  в  учебный  процесс  использование  электронных  учебных  пособий,  следует  учитывать,  что  электронные  пособия  являются  только  вспомогательным  инструментом  для  преподавателя  [2].  Однако  возникает  проблема,  связанная  с  тем,  что  электронное  учебное  пособие  —  это  новое  видение  образовательного  процесса,  которому  необходимо  научиться,  причем  не  только  в  разрезе  проектирования,  но  и  правильного  использования.  Дело  в  том,  что  в  результате  смены  ценностных  ориентиров  в  отечественном  образовании  создалась  ситуация,  когда  преподаватели  не  только  не  могут,  но  и  не  хотят  стремиться  к  нововведениям.   Именно  использование  информационных  технологий  позволит  преподавателям  не  только  сохранять  свой  уровень  квалификации,  но  и  постоянно  повышать  его.

Таким  образом,  подводя  итог  анализу  некоторых  сторон  такой  острой  и  неоднозначной  проблемы,  как  использование  электронных  учебных  пособий  в  современном  образовательном  процессе.

Во-первых,  электронное  учебное  пособие  должно  полностью  соответствовать  учебной  программе  и  располагаться  на  цифровом  материальном  носителе 

Во-вторых,  электронное  учебное  пособие,  используемое  наряду  с  традиционным  учебником,  повышает  эффективность  образовательного  процесса. 

В-третьих,  для  оптимизации  учебного  процесса  немаловажным  фактором  будет  являться  открытость  учебника,  то  есть  возможность  вносить  новый  материал,  что  возможно  при  активном  использовании  электронного  учебного  пособия,  где  потребуется  помощь  специалиста.

Список  литературы:

1. Лунгу  Б.Д.  Исследование  различных  подходов  в  методике  построения  учебных  пособий  //  квалификационная  работа  —  [Электронный  ресурс]  —   http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html  

2. Панкратова  О.П.  Использование  электронных  учебных  пособий  в  учреждениях  профессионального  образования  —  [Электронный  ресурс]  —    http://www.moluch.ru/conf/  ped/archive/72/4050/ 

3. Пискунова  А.И.  История  педагогики  и  образования.  От  зарождения  воспитания  в  первобытном  обществе  до  конца  XX  в.:  учебное  пособие  для  педагогических  учебных  заведений.  М.:  Эфесс,  2007.  —  496  с.

infourok.ru

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

 

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т. е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке [2, с. 215].

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки [4, с. 132].

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ВУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности [1, с. 389].

Электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы [3, с. 161].

Разработка электронного учебного пособия по теме «Компьютерные сети» осуществлялась на языке гипертекстовой разметки HTML. Несомненным достоинством которого является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. А так же в качестве «плюсов», можно отметить использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа — использовать ресурсы сети Интернет.

В качестве редактора языка HTML мы использовали Блокнот, который является свободным текстовый редактор.

При входе в электронное пособие пользователь попадает на титульную страницу, где расположено название разделов пособия, контрольные вопросы по теме (рисунок 1).

Рис. 1. Титульная страница электронного пособия

 

А также основная литература, которая использовалась при написании пособия (рисунок 2).

Рис. 2. Титульная страница электронного пособия

 

На титульной странице расположены внешние гиперссылки для перехода по главам пособия (они расположены в отдельных документах блокнота). Все главы, как и титульная страница, оформлены в одной стиле: цвет фона — голубой; цвет основного текста и заголовков — синий; размер заголовков — заголовок первого уровня (рисунок 3).

Рис. 3. Оформление электронного учебного пособия

 

Главы, которые разбиты на несколько тем, содержат в себе внутренние гиперссылки, для удобного перемещения по тексту (рисунок 4).

Рис. 4. Система внутренних гиперссылок

 

В некоторых главах электронного учебного пособия по смысловой необходимости вставлены таблицы (рисунок 5) и рисунки (рисунок 6).

Рис. 5. Учебное пособие. Объект «Таблица»

 

Рис. 6. Учебное пособие. Объект «Картинка»

 

Для возвращения на титульную страницу в каждой главе сделана внешняя гиперссылка возврата к оглавлению.

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному пособию в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

 

Литература:

 

  1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 389–391.
  2. Вуль В. А. Электронные издания [Текст]: учебник / В. А. Вуль. — М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. — 308 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М: Академия, 2001–256 с.
  4. Рыжаева В. Н. Использование компьютерных технологий в процессе обучения [Текст] / В. Н. Рыжаева; Курский государственный медицинский университет // Повышение качества образовательного процесса в университете: сборник материалов науч.-метод. конф. — Т. 2. — Курск: КГМУ, 2008. — С. 132–134.

moluch.ru

Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы при очном и заочном обучении. Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.

Важно отметить, что электронное пособие — это не электронный вариант книги, функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия, а само пособие должно поддерживать те режимы обучения, для которых его используют. При грамотном использовании электронное пособие может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. Использование компьютерной анимации позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.

В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов. Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, и все возможности компьютерной поисковой системы.

Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машинам. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того, студент может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.

Перечислим возможные области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов.

1.      При изучении теоретического материала.

Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий: интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход; просмотр анимационных и видеофрагментов; возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.

2.      При выполнении лабораторных и практических заданий.

Неотъемлемой частью многих учебных курсов являются лабораторные работы, которые могут быть проведены с использованием электронных пособий. Для дисциплин, ориентированных на информационные технологии, применение электронных симуляторов очевидно. Например, в электронных пособиях часто используются рабочие модели: так, на лабораторной работе по локальным сетям все опыты могут проходить на локальной сети лаборатории. Данный процесс наиболее приближен к жизни. В тех же случаях, когда создать ситуацию, изучаемую в данной работе, невозможно, используются программы-симуляторы.

Кроме того, на экране преподавателя может собираться статистика выполнения заданий, что позволит учитывать разницу в скорости выполнения заданий студентами. Электронное учебное пособие должно содержать избыточное количество заданий, чтобы при необходимости студент мог выполнить повторные и дополнительные задания по той же теме.

К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась; все переходы должны быть предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы. Если предполагается исключительно самостоятельная работа (без теоретического материала), то у преподавателя может быть предусмотрена возможность отключения доступа студентов к лекционным материалам.

3.      При самопроверке усвоенного материала.

Многие возможности компьютерных технологий могут оказаться полезными при их приложении к семинарским занятиям. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал.

Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.

В Институте развития образования и социальных технологий проходили курсы инновационного проектирования для педагогических работников учреждений профессионального образования по проблеме «Использование ИКТ в образовательном процессе УПО» в объеме 72 часа.

Основная цель проведения курсов: подготовить педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования к проектированию электронных учебных пособий, использованию ИКТ в образовательном процессе. Проведение курсов инновационного проектирования для педагогических работников УПО обусловлено тем, что в современных условиях модернизации профессионального образования, изменения подходов к проектированию содержания, реализации компетентностного подхода, проблема использования в образовательном процессе активных форм проведения занятий с использованием ИКТ становится как никогда актуальной.

В рамках освоения программы педагогическим работникам УПО необходимо было овладеть знаниями и умениями, позволяющими самостоятельно спроектировать электронное учебное пособие.

На первоначальном этапе обучения была проведена диагностика ИКТ-компетентности слушателей курсов с использованием анкеты для входной диагностики. Цель анкетирования — выбор индивидуальной траектории освоения программы и темы итогового проекта. Уровень подготовленности слушателей курсов в области применения ИКТ на начальном этапе можно было охарактеризовать как достаточный для применения информационных технологий в педагогической деятельности и проектирования ЭУП.

Результаты входной диагностики следующие: с низким уровнем ИКТ компетентности — 0 %; со средним уровнем — 51 %; с высоким уровнем ИКТ-компетентности — 49 % слушателей.

Освоение содержания осуществлялось в процессе самостоятельной работы преподавателей и мастеров УПО. В рамках учебного плана руководителем курсов проводились очные консультации со слушателями, а также консультации в режиме on-line (на форуме сайта ЦДО) по материалам лекций каждого модуля. Кроме этого преподавателем проводились индивидуальные консультации со слушателями при выполнении итоговой работы в ИРОСТ.

При проектировании электронного учебника к курсам слушателям были предложены демо-версии программы «Teach Book Lite». Программная оболочка представлена «дружелюбным» простым интерфейсом, возможностью перехода к разным материалам через гиперссылки, дополнительными возможностями вставки видео-, фото материалов, презентаций, возможностью воспроизведения голосового текста.

Формой итогового контроля была защита разработанных проектов — электронных учебных пособий. Несколько работ, представленные слушателями на защите были рекомендованы для представление на редакционно-издательский совет института.

Преподаватели учреждений профессионального образования подготовили электронные учебные пособия для студентов, которые приобретут навыки учиться на протяжении всей жизни и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Подготовка специалистов окажется максимально приближенной к реальным условиям их деятельности. Использование информационных технологий позволит им не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.

Литература:

1.      Создание и использование электронных учебных пособий. festival.1september.ru

Основные термины (генерируются автоматически): электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

moluch.ru

Доклад "Электронные учебные пособия как средство активизации деятельности обучающихся"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»

ДОКЛАД

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Подготовила:

преподаватель информатики и ИКТ

Волгина Е.В.

с. Борское, 2014г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одно из направлений современного обучения - это использование компьютерных средств и телекоммуникационных технологий для получения новых знаний на всех ступенях обучения. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием. Однако это не является показателем того, что компьютер, берущий на себя часть функции учителя, способен вытеснить преподавателя из процесса обучения вовсе. Напротив, применение информационных технологий призвано активизировать процесс преподавания, повысить интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Они позволят достичь большего понимая изучаемого материала. Одним из элементов и средств информационного обучения являются электронные издания (учебники, пособия, книги) или Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Электронные образовательные ресурсы уже уверенно входят в учебный процесс образовательных учреждений России и являются неотъемлемой частью современной системы образования. «Электронные учебные пособия» – этот термин в настоящее время знаком каждому преподавателю. Обычно под электронным учебным пособием понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов

Применение ЭОР позволяют разнообразить учебные занятия, сделать их более интересными, познавательными и полезными. Некоторые авторы называют «электронными образовательными ресурсами учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства»другие – «совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемую на машиночитаемых носителях и/или в сети»

Электронное учебное пособие используется в качестве первичного источника информации и дидактического средства, позволяющего обучающимся в соответствии с учебным графиком максимально быстро и эффективно освоить необходимый теоретический и практический минимум, подготовиться к аудиторным занятиям, а также выполнить текущие задания, используя компьютерную поддержку.

Преимущество электронного учебного пособия в том то, что оно позволяет охватить 100% количественный состав обучающихся, повышает качество обучения, уменьшает время на поиск и оформление литературы. При необходимости электронный ресурс можно распечатать для пользования, что дает возможность и обучающемуся и преподавателю иметь при себе подробный учебный материал.

Использование электронного учебного пособия при обучении помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения учебной дисциплины. Электронное учебное пособие по отношению к обучающемуся может выполнять многочисленные функции – функцию преподавателя, эксперта, инструмента деятельности обучаемого и т.д. Обучающиеся могут применять электронное учебное пособие в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.

Электронное учебное пособие – программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Таким образом, можно сказать, что использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе оказывает положительное влияние на результативность труда преподавателя и на эффективность восприятия учебного материала обучающимися. Но, не смотря на все положительные стороны электронного учебного пособия, оно не может обеспечить все стороны образования. Поэтому оно входит равноправным элементом в учебно-методический комплекс

Следовательно, электронные учебные пособия должны быть основной частью программно-методического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ обучающихся, таких как изучение теории, решение типовых задач, выполнение лабораторно-практических работ и т.д.

Главная идея электронного обучения - это дать возможность обучающимся самим добывать информацию, самим получать знания.

Список литературы

  1. Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: ИИД "Филинъ" – 2003.

Интернет-ресурсы

  1. Матыкин, В. Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Режим доступа: http://festival.1september. – 2011

  2. Панкратова,  О.П.  Области  применения  электронных  пособий  учебного  назначения  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Области  применения  эл  пос.doc

infourok.ru

Электронное учебное пособие как одно из эффективных средств обучения иностранному языку

Библиографическое описание:

Варгашова Ю. А. Электронное учебное пособие как одно из эффективных средств обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/archive/245/56576/ (дата обращения: 25.02.2020).



Компьютерные технологии и инструментальные средства активно разрабатываются и внедряются сегодня во многие сферы. Образовательная среда не стала исключением. Возросший уровень технического оснащения в образовательных учреждениях в России является одним из факторов внедрения информационно-коммуникационных технологий. ИКТ полностью изменили как организацию учебного процесса, так и этап подготовки учителя к уроку, его методическое сопровождение. С одной стороны, цифровые (электронные) ресурсы выполняют функцию наглядности на уроке, делая его ярким, запоминающимся, с другой стороны, они являются источником получения новых знаний учащихся [3, с. 1]. Поэтому традиционные печатные учебные издания, являвшиеся основными средствами обучения в течение многих десятилетий, начинают уступать место электронным и другим информационно-образовательным ресурсам.

Вопрос об электронных образовательных ресурсах впервые встал в середине первого десятилетия двадцать первого века. Все началось с массового появления дисков с мультимедийными приложениями, которые назывались электронным приложением к учебникам. Программа для них писалась раз и навсегда, изменить ее было нельзя, что, безусловно, накладывало значительные ограничения на работу с ней.

Постепенно использование ИКТ стало неотъемлемой и очень важной составляющей образования в целом и иноязычного образования в частности. Учёт стремительного прогресса в области информационных технологий, живого интереса современных школьников ко всем инновациям, расширяющим возможности общения, в том числе и на иностранном языке, становится залогом для достижения хороших результатов в обучении. При таком подходе любые формы, методы и технологии обучения иностранным языкам являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования — обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности [6, с.80]. Применение ИКТ на уроках иностранного языка оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, качество их знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор, а также помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке.

В этих условиях деятельность педагога имеет особое значение. Педагог должен уметь вести инновационную деятельность в информационно-образовательной среде учебного заведения. Сегодня профессиональная компетентность педагога определяется его готовностью эффективно решать профессиональные задачи в условиях информационно-образовательной среды, реализовать отбор средств ИКТ для повышения качества образовательного процесса [1, с. 2].

По мнению многих учителей и преподавателей, удачным дополнением к учебнику сейчас становятся электронные учебные пособия (ЭУП), активно внедряющиеся в образовательный процесс. Они становятся основой современного дистанционного образования, представляя из себя «совокупность программных средств и решений для передачи, хранения, обновления, использования, контроля усвоения знаний в процессе обучения» [5, с. 200]. Необходимо сказать о том, что ЭУП не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, не заменяющее работу с учебником. Использование электронных учебных пособий имеет многочисленные преимущества. Такая форма предоставления информации формирует высокую степень мотивации, а также рост интереса к процессу обучения. За счет этого повышается интенсивность обучения и возрастают индивидуальные достижения по предмету.

Ещё одним из ведущих факторов перехода от традиционного учебника к электронным ресурсам является его «старение». Учитывая стремительность обновления знаний, учебный материал на бумажном носителе не может выдержать конкуренции со своими электронными «собратьями» в силу того, что в ЭУП учебный материал можно постоянно обновлять, используя при этом различные виды наглядности, что является дополнительным мотивационным фактором для обучаемых.

На сегодняшний день выявлена закономерность: при комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание материала повышается в два раза, а если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то процент усвоения материала повышается до 75 % и выше. Поэтому мультимедийное воздействие повышает эффективность усвоения материала у обучающегося. Следовательно, разработка ЭУП как мультимедийного комплекса по изучению той или иной дисциплины, способно повысить процент усвоения материала, создать хороший базис для самоподготовки. Что в свою очередь немаловажно для знаний и умений, которые получит обучающийся после изучения электронного учебного пособия по-иностранному (французскому) языку [2, с. 10].

Возможности электронных учебных пособий максимально раскрываются непосредственно в образовательном процессе. В частности, даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объём информации, тем более это будет очень сложно усваиваться школьником. Конечно, в этом случае может помочь интернет, где много тематических сайтов и порталов различного назначения и можно найти практически любую информацию, сделав несколько запросов.

Однако и с такой системой поиска информации возможны определенные сложности. В подобных ситуациях электронное учебное пособие явно демонстрирует свои преимущества, так как вся необходимая система информации для освоения дисциплины собрана в одном месте и не приходится тратить время на поиск этого материала в различных источниках [4, с. 127].

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что электронные учебные пособия имеют огромные преимущества: они обладают возможность компактного хранения большого объема информации; легкой и быстрой актуализацией; возможностью выполнения интерактивных упражнений и тестов; а также хорошей наглядностью и структурированностью. Поэтому нам видится целесообразным их активное использование на уроках иностранного языка.

Литература:

  1. Булатова Э. М. Деятельность педагога в информационно-образовательной среде учебного заведения / Э. М. Булатова // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2018. — № 4. — С. 71–76.
  2. Васильева, Е. Е. Закономерности запоминания и повторения [Текст]/Е. Е. Васильева// Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. — 2014. — № 2.
  3. Грушина Т. П. Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов [Текст] / Т. П. Грушина // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». — 2018. — № 4. — С. 93–101.
  4. Михалищева М. А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования [Текст] / М. А. Михалищева, С. В. Туркина // Меркурий. Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. — 2013. — С. 127–129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4050/ (дата обращения: 11.01.2019).
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
  6. Сороковых Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема / Г. В. Сороковых // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2013. —№ 4. —С. 79–82.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебный материал, образовательный процесс, урок, ИКТ, процент усвоения материала, электронное учебное пособие, учебный процесс, информационно-образовательная среда.

moluch.ru


Смотрите также



© 2010- GutenBlog.ru Карта сайта, XML.