Устройство мышь впервые появилось для эвм


Компьютерной мыши исполнилось 40 лет: Наука и техника: Lenta.ru

Сорок лет назад инженер Дуглас Энгельбарт, выступая на выставке вычислительной техники в Калифорнии, представил деревянную коробочку с двумя колесами, одной кнопкой и шнуром, который соединял ее с компьютером. Передвигая это устройство по поверхности стола, Энгельбарт в реальном времени управлял курсором на экране. Так была представлена первая компьютерная мышь.

Группа ученых Стэнфордского университета, возглавляемая Энгельбартом, разработала мышь за три года до официальной премьеры (по другим данным, за четыре года). У первой мыши провод находился не спереди, а сзади, что делало манипулятор похожим на известно грызуна. Отсюда и появилось название устройства.

Компьютерная мышь появилась во время работы Дугласа Энгельбарта над проектом новых световых перьев для радиолокационных систем. Целью команды разработчиков было создание наиболее удобного способа ввода информации и взаимодействия человека с компьютером.

Дуглас Энгельбарт. Фото с сайта sri.com

Lenta.ru

В ходе испытаний команда Энгельбарта тестировала различные световые перья, миниджойстики и мыши. В итоге по удобству работы и точности ввода компьютерная мышь оказалась на голову выше конкурентов - взяв ее в руку, сразу понимаешь, как она работает.

Один из членов команды Энгельбарта, инженер Билл Инглиш, вспоминает, что после демонстрации первой мыши в зале воцарилась гробовая тишина. Затем все начали аплодировать. Тогда команда Энгельбарта поняла, что создала нечто особенное.

От колес к шару

Дальнейшее развитие компьютерная мышь получила в лаборатории компании Xerox. Здесь она была модернизирована и оснащена шаровым приводом, который был неизменным атрибутом этого устройства в течение двух десятилетий.

Шаровой привод для компьютерной мыши был разработан в 1972 году. Вместо колес, вращение которых определяло положение курсора на кране, в мышку установили шарик и два ролика. При движении манипулятора шарик вращался, приводя в движение прижатые к нему ролики. Один из этих роликов отвечает за передвижение курсора по вертикали, второй - по горизонтали.

Первым коммерческим компьютером, в комплекте с которым поставлялась мышь, стал Xerox 8010 Star Information System, представленный в 1981 году. Тогда у мыши было три кнопки, а стоила она 400 долларов. В ценах 2007 года, с учетом инфляции, это соответствует 900 долларам.

В 1984 году патент на использование мыши приобрела компания Apple. Это, а также выбор мыши в качестве основного манипулятора операционной системы Windows, сделали ее такой же неотъемлемой частью компьютера, как клавиатура.

Оптика

Несмотря на большую популярность, шаровая мышь была не идеальна. Основной ее недостаток - загрязнение шарика и роликов, что приводит к неточной работе устройства.

Конечно, загрязненные шарик и ролики можно почистить, благо много времени на это не требуется. Но зачастую это приходилось делать не в самый подходящий момент. Кроме того, во время чистки шарик может случайно упасть со стола и закатиться, например, под шкаф, а вытащить его оттуда не так-то просто.

Microsoft IntelliMouse. Фото Microsoft

Lenta.ru

Избавиться от этих проблем позволили оптические мыши. Они лишены механических элементов, а для отслеживания передвижения манипулятора относительно поверхности используют оптические датчики.

Первые оптические мыши могли работать только на поверхности с определенным рисунком - перпендикулярными или ромбовидными линиями. Это было связано с особенностями датчиков, фиксирующих движение. Кроме того, такие мыши отличались высокой ценой и чувствительностью к загрязнению коврика.

Оптические мыши второго поколения, которые используются до сих пор, лишены этого недостатка. Они способны работать почти на любых поверхностях, кроме зеркальных.

С зеркалом компьютерная мышь подружилась в конце 90-х годов прошлого века. Тогда Sun Microsystems представила мышь, в которой оптические светодиоды были заменены лазером. Такая мышка отличается более высокой точностью работы, низким энергопотреблением. Кроме того, разработчики заявляют, что лазерным мышам не страшны зеркальные поверхности. Массовое производств лазерных мышей началось в 2004 году.

Альтернативу лазерным мышам несколько месяцев назад предложила Microsoft. Корпорация представила мышь, созданную по технологии BlueTrack. Производитель утверждает, что это позволит устройству работать на любой поверхности, в частности, на граните, дереве и ковровом покрытии, где оптические и лазерные мыши зачастую вели себя некорректно.

На практике оказалось, что особой разницы в работе на этих поверхностях между мышью BlueTrack и ее предшественницами нет.

Мышь Logitech с трекболом. Фото Logitech

Lenta.ru

Вместе с устройством мышей менялся их внешний вид. От угловатой и неудобной коробочки они эволюционировали до высокоэргономичных устройств, где продумана каждая мелочь. Кроме того, со временем у мыши "отпал" хвост, а обилие кнопок позволяет ей иногда заменять клавиатуру.

Сколько было выпущено за 40 лет этих популярных манипуляторов, можно только догадываться. Доподлинно известно, что корпорация Logitech с 1982 года выпустила миллиард мышей, о чем объявила несколько дней назад.

Также известно, что Дуглас Энгельбарт никогда не получал авторского вознаграждения за использование своего изобретения. Срок действия его патента закончился за несколько лет до того, как мышь стала неотъемлемой частью компьютера.

Вместо этого в 2000 году за изобретение компьютерной мыши Дуглас Энгельбарт получил из рук президента США Билла Клинтона Национальную медаль за технологию и инновацию.

В отличие от компьютерных мышей, таких медалей выпущено всего 173, не считая той, что у Энгельбарта.

lenta.ru

Кто является изобретателем компьютерного манипулятора мышь?

Опубликовано 24.04.2019 автор — 0 комментариев

Всем привет! В сегодняшнем посте я расскажу, кто является изобретателем компьютерного манипулятора мышь, как выглядела первая работоспособная модель, в каком году была изобретена компьютерная мышка, какая фирма разработала первое такое серийное устройство и многие другие факты.

Дуглас Энгельбарт и его деревянные игрушки

Впервые, девайс был продемонстрирован в 1968 году на IT-конференции в Калифорнии. Представил его исследователь машинного интерфейса Дуглас Энгельбарт, получивший патент на этот манипулятор спустя два года.

Конструктор родился в 1925 году в Портленде. Имеет шведские, норвежские и германские корни. Служил в рядах армии США, в ходе второй мировой.

По возвращении, получил степень бакалавра по электротехнике, а впоследствии и степень магистра наук в университете Беркли. Еще будучи аспирантом, помогал создать California Digital Computer.

Впоследствии работал в исследовательском институте Стенфорда, проектируя магнитные компоненты ЭВМ и стараясь уменьшить габариты, используемых на тот момент электронных устройств. До создания мыши получил более десяти патентов на различные изобретения.

В научном центре ARC, совместно с группой ученых, разработал Онлайн Систему, которая стала прототипом современного компьютерного интерфейса, базовыми элементами которого стали вывод растровой картинки на экран, манипулятор типа мышь, средства совместного доступа, гипертекстовая разметка и прочее.

Как видите, привычная нам мышка появилась не случайно – этому предшествовали годы кропотливого труда.

История создания протекала в то время, когда для ЭВМ не было не только программного обеспечения, но более-менее стандартизированных компонентов – каждый институт, работавший над созданием таких машин, пользовался собственными уникальными наработками, как в плане архитектуры, так и программного обеспечения.

Мать всех конференций

Конечно, выступление Дугласа Энгельбарта не было столь пафосным, как презентации Стива Джобса – он все-таки был ученым, а не маркетологом. Вместо красочных описаний, конструктор просто продемонстрировал, как работает это устройство.

Тем не менее, научная общественность с интересом отнеслась к новому изобретению. Уже тогда стало понятно, что эта технология имеет большой потенциал. Прогнозы подтвердились – сегодня, большинству пользователей сложно представить работу с ПК, без использования мышки.

Рассказывая о самой первой мышке, нельзя не упомянуть, как она выглядела. Если рассмотреть фото, можно понять, что корпус был изготовлен из дерева. Для считывания движений манипулятора, применялись продольный и поперечный ролики.

Весило устройство почти килограмм! Про внутреннее строение современной компьютерной мышки и ее принцип работы читайте здесь.

Хочу добавить, что в год, когда была впервые применена компьютерная мышь, состоялась и презентация первой видеоконференции, также проведенной Дугласом Энгельбартом. Для связи использовались микрофон с наушниками и обычные телекамеры.И хотя собеседник находился в соседней комнате, основа для современных технологий связи была положена уже тогда. 50 лет тому назад, Карл!

Также хочу отметить, что в 1968 году состоялась именно презентация работоспособного прототипа. А сам, такой манипулятор, изобретатель придумал в 1951 году, когда всерьез занялся разработкой собственной операционной системы oN-Line System.

Создание ПО под нее породило концепцию окон (таки да, вовсе не Билл Гейтс додумался до создания «форточек»), а возникновение мышки – побочный продукт, вызванный необходимостью работы с таким интерфейсом.

Изначально мышку рассматривали как один из возможных вариантов. Сложись ситуация иначе, возможно, современные ПК выглядели бы по-другому.

Первые серийные модели

Их выпускала компания The Mouse House, по цене от 400 долларов (более 1000 по текущему курсу с учетом инфляции). Еще 300 стоила интерфейсная плата, для подключения такого устройства. Такая цена обусловлена сложной и не слишком надежной на тот момент конструкцией.

Единственное отличие от прототипа – корпус делали уже пластиковым, поэтому такие устройства были легче. Так, мышь признали официально, но доступна она оставалась только разработчикам компьютерных систем.

Первым серийным компьютером, использовавшим мышь, стал Xerox 8010. Его манипулятор имел три кнопки и по цене не сильно отличался.Спустя два года, в 1983 году, компания Apple начала серийное производство компьютеров Macintosh. Стоимость манипулятора удалось снизить до 25 долларов. Приблизительно столько стоит современная качественная геймерская модель, если что.

Конструкция была существенно доработана – вместо пары роликов использовался пластиковый шарик. Главная особенность в том, что «Яблоко» отказалось от ручной сборки, запустив конвейерное производство.

Такой ход Apple способствовал популяризации этого типа манипулятора. Именно благодаря «Макинтошам», мышку стали использовать разработчики прочих платформ, включая PC.

И финальный аккорд – запуск в продажу операционной системы Windows 95, который состоялся в 1995 году. ОС, ориентированная на использование мышки, во многом обязана своим успехом именно этому манипулятору.

Сегодня, когда «Винда» является доминирующей ОС в мире (включая нелегально используемые версии), представить компьютер без мышки крайне сложно.

Более того, такую удачную технологию используют и в гаджетах, связанных с компьютерами лишь косвенно. Например, в связке с планшетом (который все-таки больше смартфон, нежели компьютер) и смарт-телевизорами (потому что управлять его функционалом с помощью мышки удобнее, чем с помощью пульта ДУ).

В качестве неплохого девайса, могу порекомендовать Logitech M185 Swift Gray USB – недорогую беспроводную мышку, рассчитанную на использование левой рукой, и на батарейках точно не разоритесь.

Также для вас будут полезны публикации «Основные характеристики и параметры компьютерной мыши» и «Описание всех существующих видов и типов компьютерных мышек».

Не забывайте поделиться этой статьей в социальных сетях. Увидимся завтра! Пока.

С уважением, автор блога Андрей Андреев.

infotechnica.ru

Поколения ЭВМ — урок. Информатика, 10 класс.

Можно выделить \(5\) основных поколений ЭВМ. Но деление компьютерной техники на поколения — весьма условная.

I поколение ЭВМ: ЭВМ, сконструированные в \(1946\)-\(1955\) гг.

1. Элементная база: электронно-вакуумные лампы.
2. Соединение элементов: навесной монтаж проводами.
3. Габариты: ЭВМ выполнена в виде громадных шкафов.

Эти компьютеры были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами, которые могли приобрести крупные корпорации и правительства.

Лампы потребляли большое количество электроэнергии и выделяли много тепла.
4. Быстродействие: \(10-20\) тыс. операций в секунду.
5. Эксплуатация: сложная из-за частого выхода из строя электронно-вакуумных ламп.
6. Программирование: машинные коды. При этом надо знать все команды машины, двоичное представление, архитектуру ЭВМ. В основном были заняты математики-программисты. Обслуживание ЭВМ требовало от персонала высокого профессионализма.
7. Оперативная память: до \(2\) Кбайт.
8. Данные вводились и выводились с помощью перфокарт, перфолент.

II поколение ЭВМ: ЭВМ, сконструированные в \(1955\)-\(1965\) гг.

В \(1948\) году Джон Бардин, Уильям Шокли, Уолтер Браттейн изобрели транзистор, за изобретение транзистора они получили Нобелевскую премию в \(1956\) г.

\(1\) транзистор заменял \(40\) электронных ламп, был намного дешевле и надёжнее.

 

В \(1958\) году создана машина М-20, выполнявшая \(20\) тыс. операций в секунду — самая мощная ЭВМ \(50-х\) годов в Европе.

 

В \(1963\) году сотрудник Стэндфордского исследовательского центра Дуглас Энгельбарт продемонстрировал работу первой мыши.

 

 

1. Элементная база: полупроводниковые элементы (транзисторы, диоды).
2. Соединение элементов: печатные платы и навесной монтаж. 

3. Габариты: ЭВМ выполнена в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста, но для размещения требовался специальный машинный зал.
4. Быстродействие: \(100-500\) тыс. операций в секунду.
5. Эксплуатация: вычислительные центры со специальным штатом обслуживающего персонала, появилась новая специальность — оператор ЭВМ.
6. Программирование: на алгоритмических языках, появление первых операционных систем.
7. Оперативная память: \(2-32\) Кбайт.
8. Введён принцип разделения времени — совмещение во времени работы разных устройств.

9. Недостаток: несовместимость программного обеспечения.

Уже начиная со второго поколения, машины стали делиться на большие, средние и малые по признакам размеров, стоимости, вычислительных возможностей.

 

Так, небольшие отечественные машины второго поколения («Наири», «Раздан», «Мир» и др.) были в конце \(60\)-х годов вполне доступны каждому вузу, в то время как упомянутая выше БЭСМ-6 имела профессиональные показатели (и стоимость) на \(2-3\) порядка выше.

III поколение ЭВМ: ЭВМ, сконструированные в \(1965\)-\(1975\) гг.

В \(1958\) году Джек Килби и Роберт Нойс, независимо друг от друга, изобретают интегральную схему (ИС).

 

В \(1961\) году в продажу поступила первая, выполненная на пластине кремния, интегральная схема.

 

В \(1965\) году начат выпуск семейства машин третьего поколения IBM-360 (США). Модели имели единую систему команд и отличались друг от друга объёмом оперативной памяти и производительностью.

 

 

В \(1967\) году начат выпуск БЭСМ - 6 (\(1\) млн. операций в \(1\) с) и «Эльбрус» (\(10\) млн. операций в \(1\) с).

 

В \(1969\) году фирма IBM разделила понятия аппаратных средств (hardware) и программные средства (software). Фирма начала продавать программное обеспечение отдельно от железа, положив начало индустрии программного обеспечения.

 

\(29\) октября \(1969\) года проходит проверка работы самой первой глобальной военной компьютерной сети ARPANet, связывающей исследовательские лаборатории на территории США.

Обрати внимание!

29 октября — день рождения Интернета.

В \(1971\) году создан первый микропроцессор фирмой Intel. На \(1\) кристалле сформировали \(2250\) транзисторов.

 

1. Элементная база: интегральные схемы.
2. Соединение элементов: печатные платы.
3. Габариты: ЭВМ выполнена в виде однотипных стоек.
4. Быстродействие: \(1-10\) млн. операций в секунду.
5. Эксплуатация: вычислительные центры, дисплейные классы, новая специальность — системный программист.
6. Программирование: алгоритмические языки, операционные системы.
7. Оперативная память: \(64\) Кбайт.

 

При продвижении от первого к третьему поколению радикально изменились возможности программирования. Написание программ в машинном коде для машин первого поколения (и чуть более простое на Ассемблере) для большей части машин второго поколения является занятием, с которым подавляющее большинство современных программистов знакомятся при обучении в вузе.

 

Появление процедурных языков высокого уровня и трансляторов с них было первым шагом на пути радикального расширения круга программистов. Научные работники и инженеры сами стали писать программы для решения своих задач.

 

Уже в третьем поколении появились крупные унифицированные серии ЭВМ. Для больших и средних машин в США это прежде всего семейство IBM 360/370. В СССР \(70\)-е и \(80\)-е годы были временем создания унифицированных серии: ЕС (единая система) ЭВМ (крупные и средние машины), СМ (система малых) ЭВМ и «Электроника» (серия микро-ЭВМ).

В их основу были положены американские прототипы фирм IBM и DEC (Digital Equipment Corporation). Были созданы и выпущены десятки моделей ЭВМ, различающиеся назначением и производительностью. Их выпуск был практически прекращен в начале \(90\)-х годов.

IV поколение ЭВМ: ЭВМ, сконструированные начиная с \(1975\) г. по начало \(90\)-х годов

В \(1975\) году IBM первой начинает промышленное производство лазерных принтеров.

 

В \(1976\) году фирма IBM создает первый струйный принтер.

 

В \(1976\) году создана первая ПЭВМ.

 

Стив Джобс и Стив Вознякорганизовали предприятие по изготовлению персональных компьютеров «Apple», предназначенных для большого круга непрофессиональных пользователей. Продавался \(Apple 1\) по весьма интересной цене — \(666,66\) доллара. За десять месяцев удалось реализовать около двухсот комплектов.

 

 

В \(1976\) году появилась первая дискета диаметром \(5,25\) дюйма.

 

В \(1982\) году фирма IBM приступила к выпуску компьютеров IBM РС с процессором Intel 8088, в котором были заложены принципы открытой архитектуры, благодаря которому каждый компьютер может собираться как из кубиков, с учётом имеющихся средств и с возможностью последующих замен блоков и добавления новых.

 

В \(1988\) году был создан первый вирус-«червь», поражающий электронную почту.

 

В \(1993\) году начался выпуск компьютеров IBM РС с процессором Pentium.

 

1. Элементная база: большие интегральные схемы (БИС).
2. Соединение элементов: печатные платы.
3. Габариты: компактные ЭВМ, ноутбуки.
4. Быстродействие: \(10-100\) млн. операций в секунду.
5. Эксплуатация: многопроцессорные и многомашинные комплексы, любые пользователи ЭВМ.
6. Программирование: базы и банки данных.
7. Оперативная память: \(2-5\) Мбайт.
8. Телекоммуникационная обработка данных, объединение в компьютерные сети.

V поколение ЭВМ: разработки с \(90\)-х годов ХХ века

Элементной базой являются сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) с использованием оптоэлектронных принципов (лазеры, голография).

 

www.yaklass.ru

Манипулятор типа «мышь» - это... Что такое Манипулятор типа «мышь»?

Беспроводные мыши

Беспроводная мышь на подзарядке (4 — мышь, 5 — док-станция)

Сигнальный провод мыши иногда рассматривается как мешающий и ограничивающий фактор. Этих недостатков лишены беспроводные мыши. Однако беспроводные мыши имеют серьёзную проблему — вместе с сигнальным кабелем они теряют стационарное питание и вынуждены иметь автономное, от аккумуляторов или батарей, которые часто далеки от совершенства.

Другими недостатками беспроводных мышей являются высокие цены, которые, впрочем, имеют тенденцию к снижению, увеличенный вес, не всегда устойчивое соединение и задержки при передаче-преобразовании сигнала.

Аккумуляторы беспроводной мыши могут подзаряжаться как вне мыши, так и внутри неё (точно так же, как аккумуляторы в мобильных телефонах). В последнем случае, мышь должна периодически подсоединяться к стационарному питанию через кабель, док-станцию или площадку для индукционного питания.

Оптическое соединение

Первыми попытками было внедрение инфракрасной связи между мышью и специальным приёмным устройством, которое, в свою очередь, подключалось к порту компьютера.

Оптическая связь на практике проявила крупный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешало работе.

Радиосвязь

беспроводная мышь Apple Mighty Mouse

Радиосвязь между мышью и приёмным устройством, подключённым к компьютеру, позволила избавиться от недостатков инфракрасной связи.

Изначально для мыши каждый производитель разрабатывал свой собственный метод передачи сигнала. Однако впоследствии для связи стало всё более широко применяться ноутбуки) уже оснащены Bluetooth-адаптером. На данный момент (середина 2008 года) Bluetooth-мыши продаются сравнительно недорого (от 40$).

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти — планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Siemens AG разработал мышь с сенсором-дактилоскопическим сканером для использования в системах управления.

С конца XX-го века все бо́льшую силу набирает производство аксессуаров специально для любителей компьютерных игр. Эта тенденция не обошла стороной и компьютерные мыши. От своих обычных офисных собратьев этот подвид отличается большей чувствительностью (до 5600

Как и всякий элемент компьютера, мышь стала объектом для моддинга.

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Водяное охлаждение, приделанное моддером к мыши

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций — двойные и тройные щелчки, перетаскивания, жесты, нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой… Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления — многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала.
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (если таковой нет, приходится применять суррогаты мыши наподобие миниджойстиков и тачпадов).
  • Ножки мыши накапливают грязь и служат недолго (по этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах).
  • Рисование мышью практически невозможно из-за особой реакции ОС на движения мыши. Если пользователь не снижает скорость, ОС предполагает, что он хочет далеко отвести мышь и ускоряет движение курсора. Проблема частично решается высокоточной геймерской мышью вкупе с отключенным ускорением; полностью — графическим планшетом.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК».[1]

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «нос» мыши. Нижняя часть ладони — на столе. Преимущество — точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Нос» мыши в центре ладони. Преимущество — удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «нос» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров.

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват — поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Производители компьютерных мышей

  • A4Tech, Belkin, Creative, Cyber Snipa, D.I.D., Fellowes, Floston, Fujitsu Siemens Computers, Gembird, HP, Kensington, Microsoft, Mitsumi, Mobidick, NeoDrive, Oklick, Porto, Samsung, SecuGen, Siemens AG,

См. также

Примечания

Внешние ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также



© 2010- GutenBlog.ru Карта сайта, XML.